×

Надо ли вводить закрытый перечень препятствующих назначению на должность судьи оснований?

В ходе пленарного заседания Совета судей РФ на этот вопрос был дан отрицательный ответ
Фото: «Адвокатская газета»
Председатель Комиссии Совета судей РФ по совершенствованию законодательства Анатолий Бондар указал, что формировать подобный перечень не представляется возможным в силу многочисленности самих требований к кандидатам с учетом индивидуальности каждого конкретного случая.

Как ранее сообщалось, 5 декабря открылось пленарное заседание Совета судей РФ, на котором, в частности, обсудили вопросы закрепления в законе закрытого перечня оснований, препятствующих назначению на должность судьи, рекомендации для судей по пользованию интернетом, а также возможность обжалования советами судей решений квалификационных коллегий судей.

Читайте также
Нагрузку на судей закрепят на законодательном уровне
Президиум Совета судей РФ утвердил законопроект о нормах служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов
06 декабря 2023 Новости

В ходе своего выступления председатель Комиссии Совета судей РФ по совершенствованию законодательства Анатолий Бондар рассказал, что во исполнение постановления X Всероссийского съезда судей комиссия совместно с Высшей квалификационной коллегией судей и Судебным департаментом при ВС РФ рассмотрели вопрос подготовки законодательных предложений о закреплении в Законе о статусе судей закрытого перечня оснований, препятствующих назначению на должность судьи.

Он заметил, что к судьям как представителям судебной власти могут применяться особые квалификационные требования. При этом для назначения на должность судьи гражданин, отвечающий законодательным требованиям и успешно сдавший квалификационный экзамен, должен получить рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей. Такая рекомендация является подтверждением соответствия кандидата требованиям закона, но тем не менее не является гарантией назначения на должность судьи. Тем не менее в последующем Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей кандидат может быть отклонен. Это связано с индивидуальным подходом при рассмотрении каждого претендента на должность судьи.

В связи с этим, по мнению Анатолия Бондара, введение в закон закрытого перечня оснований, препятствующих назначению на должность судьи, не позволит учитывать существенные обстоятельства, характеризующие кандидата с точки зрения профессиональных и морально-нравственных норм. «Кроме того, формировать подобный перечень не представляется возможным в силу многочисленности самих требований к кандидатам с учетом индивидуальности каждого конкретного случая», – подчеркнул он.

Спикер указал, что такое законодательное регулирование, ко всему прочему, войдет в противоречие со ст. 5 Закона о статусе судей об альтернативной рекомендации квалификационными коллегиями судей нескольких кандидатов на одну должность. Поэтому формулировать в законе закрытый перечень оснований, препятствующих назначению на должность судьи, представляется не только невозможным, но и нерациональным. «Комиссия по совершенствованию законодательства считает действующую редакцию закона исчерпывающей и на современном этапе не требующей изменения. Такая позиция была поддержана Президиумом Совета судей РФ», – уточнил Анатолий Бондар.

И.о. председателя Комиссии по этике Совета судей РФ, судья в почетной отставке Ирина Решетникова в своем выступлении затронула тему нормативного урегулирования вопроса о возможности обжалования советами судей решений квалификационных коллегий судей. Она пояснила, что с 1 сентября 2019 г. изменился порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности: поводом для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи является обращение органа судейского сообщества о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе о лишении полномочий.

Читайте также
1 сентября вступает в силу пакет поправок по совершенствованию судопроизводства
Изменения касаются обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний, автоматизированной системы формирования состава судей, а также нового вида дисциплинарного взыскания – понижение квалификационного класса
29 августа 2019 Новости

Ирина Решетникова отметила, что впоследствии на заседании Президиума Совета судей РФ возник вопрос: если обращение о прекращении полномочий судьи остается без удовлетворения, имеет ли орган судейского сообщества право обжаловать такое решение в вышестоящий орган? В связи с этим был разработан проект о внесении изменений в две нормы Закона об органах судейского сообщества. Так, предлагается дополнить п. 1 ст. 26 закона следующим абзацем: «Совет судей РФ на основании представления совета судей субъекта РФ вправе обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей РФ по вопросу отмены решения квалификационной коллегии судей субъекта РФ, которым обращение в орган судейского сообщества о наложении на судью дисциплинарного взыскания оставлено без удовлетворения». Также предлагается закрепить в подп. 10.1 п. 2 ст. 17 закона право Высшей квалификационной коллегии судей РФ отменить решение квалификационной коллегии судей субъекта РФ, в котором обращение органа судейского сообщества о наложении дисциплинарного взыскания, в том числе о досрочном прекращении полномочий судьи, оставлено без удовлетворения, и определить вид дисциплинарного взыскания.

Также Ирина Решетникова рассказала, что в соответствии с резолюцией X Всероссийского съезда судей Комиссия по этике разработала проект Рекомендаций для судей по пользованию информационно-коммуникационными системами, включая интернет и социальные сети.

Читайте также
В Кодексе судейской этики не будет детализации правил поведения судей при использовании соцсетей
Вместе с тем в нем уточнят, что поведение судьи в медиапространстве подчиняется требованиям Кодекса
30 ноября 2022 Новости

Напомним, на X Всероссийском съезде судей делегаты детально обсуждали вопрос урегулирования поведения судей в социальных сетях. Тогда были высказаны идеи о том, что поведение судьи в медиапространстве, включая поведение в социальных сетях, подчиняется требованиям Кодекса судейской этики и излишняя детализация в нем правил поведения судьи при использовании социальных сетей и иных способов информационной телекоммуникации не согласуется с квалификационной природой этого корпоративного акта.

Ирина Решетникова пояснила, что подготовленный проект основан на положениях Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации, Закона о статусе судей, также были учтены Рекомендательные нормы, разработанные ООН для судей. Она поделилась, какие моменты при обсуждении и разработке рекомендаций были наиболее спорными, в частности были вопросы к самому названию проекта – требования или рекомендации. В результате были учтены замечания Президиума Совета судей о включении в проект положения о том, что данные рекомендации являются частью Кодека судейской этики.

По словам Ирины Решетниковой, многие, кто участвовал в обсуждении проекта, сомневались в пункте, в котором предусмотрены некоторые действия судьи в случае размещения в сети «Интернет» с «фейкового» аккаунта от его имени какой-либо недостоверной или оскорбительной информации. В итоге данное положение все же было оставлено в проекте. Один из разделов рекомендаций называется «профессиональная деятельность судьи в системе “Интернет”». В данном случае, как пояснила Ирина Решетникова, речь идет о запрете судьям общаться с лицами, участвующими в деле, через социальные сети, распространять информацию, касающуюся дел, и т.д.

Рассказать:
Яндекс.Метрика