15 ноября 2017 г. Пресненский районный суд г. Москвы вынес решение о признании незаконным распоряжения столичного Департамента городского имущества об отказе в признании Елизаветы Михайловой малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Суд обязал ДГИ г. Москвы повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С заявлением в Департамент городского имущества Михайлова обратилась на основании того факта, что она является родившейся в высылке дочерью лица, утратившего жилое помещение в Москве в связи с репрессиями 1939 и 1949 гг. Позже ее отец был реабилитирован. Михайлова была признана подвергшейся политическим репрессиям ввиду преследования ее отца и также реабилитирована.
Департамент отказал Елизавете Михайловой в удовлетворении заявленных требований. ДГИ указал, что вопреки Закону от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» она не имеет регистрации по месту жительства в Москве и не проживает в столице по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет.
Михайлова обратилась с иском в Пресненский районный суд г. Москвы, в котором просила признать распоряжение ДГИ незаконным, обязать департамент поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить ее таковым.
Представляющий интересы заявительницы руководитель судебной практики АНО «Институт права и публичной политики» Григорий Вайпан сообщил, что, по официальным данным, за последние 8 лет, т.е. после введения в действие Закона № 29, ни одному иногороднему реабилитированному лицу, чья семья была выселена из Москвы во времена политических репрессий, не удалось встать на жилищный учет. «Суды последовательно требуют от реабилитированных подавать заявления в московский Департамент городского имущества о постановке на жилищный учет в общем порядке… Люди открывают Закон № 29, видят, что они явно не удовлетворяют предусмотренным в нем условиям, и заявлений не подают», – объяснил он причину такой статистики.
При этом, по его мнению, требования Закона об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения в отношении лишенных права проживать в столице жертв политических репрессий «абсурдны и в большинстве случаев невыполнимы даже теоретически». «Логика московских чиновников такова: пусть реабилитированные заботятся о себе сами, продают свои квартиры в регионах и покупают жилье в Москве, если хотят вернуться, – пояснил он. – Проблема в том, что в Москве не учитывается особый статус реабилитированных лиц и к ним предъявляются общие требования постановки на жилищный учет».
«В [своем] иске к департаменту мы указывали, что Елизавета Семеновна не может и не должна жить в Москве, чтобы получить социальное жилье, поскольку московский законодатель не вправе вводить требования, которые противоречат гарантиям, закрепленным в ст. 13 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”, и лишают эту статью заложенного в ней правового смысла», – рассказал Григорий Вайпан.
Рассмотрев дело, суд указал, что в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Это право распространяется на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Суд установил, что Елизавета Михайлова родилась в г. Оргееве Молдавской ССР. В момент ее рождения отец находился в высылке и ему было запрещено возвращаться в Москву, поскольку он был подвергнут репрессиям. Таким образом, в ходе судебного разбирательства был доказан факт того, что Михайлова является дочерью репрессированного лица, родившейся в высылке.
Суд пришел к выводу об обоснованности требований истицы в части признания распоряжения Департамента городского имущества незаконным. Как указал суд, закрепленное в п. 3 ст. 7 Закона № 29 требование проживать в Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет не может применяться к реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в связи с репрессиями. Это связано с тем, что ст. 13 Закона № 1761-1 предусмотрено право указанных лиц на возвращение для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, что исключает соблюдение требования о необходимости проживания в данной местности для постановки на учет.
Факт проживания истицы во Владимирской области, указал суд, не может препятствовать постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, куда она имеет право вернуться в силу Закона.
В то же время суд отметил, что не подлежат удовлетворению требования истицы об обязании ответчика поставить ее на жилищный учет, поскольку отказ департамента основан только на том, что истица не соответствует одному из условий постановки на учет. Соответствие истицы иным условиям в ходе рассмотрения заявления не проверялось, в связи с чем суд отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части ввиду отсутствия нарушения ее прав со стороны ответчика.
Григорий Вайпан сообщил, что Департамент городского имущества будет добиваться отмены решения в Московском городском суде – уже подана апелляционная жалоба. «Но на стороне Елизаветы Михайловой право и справедливость, – подчеркнул он. – И мы будем защищать судебное решение в ее пользу и в пользу сотен других реабилитированных лиц во всех судебных инстанциях, в каких потребуется».
Юридическая работа по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий, рассказал Григорий Вайпан, часть некоммерческого проекта по стратегической судебной защите АНО «Институт права и публичной политики».
Институт с 1993 г. осуществляет научно-исследовательскую, просветительскую и правозащитную деятельность в области конституционного и международного права и с 2012 г. реализует проект «Содействие участию гражданского общества в общественно значимых конституционных судебных процессах в России». Основу проекта составляют консультирование и представление интересов заявителей в Конституционном Суде РФ, Европейском Суде по правам человека и судах общей юрисдикции. Особое внимание уделяется наиболее значимым для общества делам, которые могут привести к решению системных проблем в законодательстве или практике его применения.