×

Пени хотят ограничить суммой налоговой недоимки

Минфин предложил установить в НК РФ предельный размер пени, не превышающий сумму недоимки, на которую она начисляется
Фотобанк Лори
Эксперты положительно оценили изменения, предлагаемые авторами законопроекта. Однако один из них добавил, что пока неясно, как они повлияют на платежную дисциплину.

29 января началось публичное обсуждение разработанного Минфином России проекта закона, которым предлагается внести изменения в ст. 75 Налогового кодекса. Поправки разработаны во исполнение одного из пунктов Перечня поручений Президента РФ от 28 декабря 2017 г., подготовленного по итогам состоявшейся 14 декабря 2017 г. пресс-конференции Владимира Путина.

Законопроектом предусматривается установление предельного размера пени, не превышающего сумму недоимки, на которую она начисляется. Из пояснительной записки следует, что указанное изменение позволит улучшить положение налогоплательщиков, снизить дополнительную нагрузку на бизнес.

Руководитель антимонопольной практики, а также практики налогового и таможенного права Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Екатерина Леоненкова напомнила, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня – это компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В связи с этим эксперт отметила, что фактически реальный ущерб государства представляет собой именно неуплаченный налог, и в этой связи ограничение суммы пени именно суммой неуплаченного в срок налога (без учета количества дней просрочки) представляется логичным. «Данную инициативу можно рассматривать как своевременную, направленную на защиту интересов налогоплательщиков», – констатировала Екатерина Леоненкова.

Юрист также отметила, что государство использует механизм начисления пени как способ защиты экономических интересов налогоплательщиков. Например, согласно п. 4.1 ст. 75 НК РФ, законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются в разные налоговые периоды. В частности, за налоговый период 2015 г. – начиная с 1 мая 2017 г.; за налоговый период 2016 г. – начиная с 1 июля 2018 г.; за налоговый период 2017 г. – начиная с 1 июля 2019 г.

Заместитель руководителя практики налогового права ООО «НАФКО-Консультанты» Максим Волобоев считает, что законодательная инициатива по внесению изменений в п. 3 ст. 75 НК РФ, безусловно, будет воспринята налогоплательщиками с положительной стороны, ведь предлагаемые изменения по сути вносят ограничения максимального размера пеней, которые могут быть начислены.

Эксперт добавил, что в судебной практике всегда оценивается соразмерность санкций и причиненного ущерба по гражданским делам. «Полагаем, будет справедливо, если аналогичное правило (соразмерности) будет действовать и в налоговых правоотношениях», – констатировал он.

Максим Волобоев добавил, что принятие поправок ограничит размер начисляемых пеней. «Однако пока неясно, как это повлияет на платежную дисциплину, ведь плательщики будут понимать, что размер их пеней не может превышать размер недоимки. Но время покажет», – заключил он.

Отметим, что в конце 2017 г., как сообщала «АГ», депутаты Госдумы внесли в НК РФ другие изменения, о необходимости которых указал Президент в ходе своей пресс-конференции, – речь идет о введении налоговой амнистии для граждан – списании недоимок, пеней и штрафов по различным налогам. В частности, в законопроект внесена статья о признании безнадежными к взысканию недоимок по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., числящихся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, утратившими на 1 января 2017 г. статус ИП или прекратившими заниматься частной практикой.


Рассказать: