×

Правительство поддержало предлагаемое депутатами регулирование криптовалюты

В правительственном отзыве, кроме прочего, предлагается окончательно определить статус цифрового финансового актива как имущества в электронной форме
Фотобанк Лори
Эксперты «АГ» в целом согласились с представленными в тексте отзыва комментариями, назвав большую часть предлагаемых Правительством поправок к законопроекту обоснованными. Один из них особо отметил предложение о возможности упрощенной идентификации дистанционным способом. Другой указал, что рекомендация внести изменения в НК РФ свидетельствует, что государство увидело для себя новый источник пополнения бюджета в криптовалютах.

21 апреля 2018 г. Правительство опубликовало официальный отзыв на проект закона «О цифровых финансовых активах», который был внесен в Думу группой депутатов в марте.

Как ранее писала «АГ», законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Документ содержит 5 статей, в которых предусматриваются определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в России, а также регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Читайте также
Дума рассмотрит проект закона о криптовалютах
Разработанный Минфином законопроект о регулировании оборота криптовалют и цифровых финансовых активов внесен в Думу группой депутатов
21 Марта 2018 Новости

Проанализировав предлагаемые поправки, Правительство России поддержало их, однако отметило и несколько недостатков. В частности, в отзыве значится, что в ст. 2 законопроекта дается определение цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта, но при этом не содержится регулирование правоотношений, возникающих в связи с ее оборотом, что может повлечь трудности правоприменительной практики. В связи с этим Правительство полагает необходимым уточнить определение предлагаемого понятия «майнинг» и предлагает расширить перечень критериев, на основании которых субъект может быть признан лицом, осуществляющим майнинг, поскольку показатель энергопотребления не дает однозначного основания для такого вывода.

Кроме того, Правительство считает целесообразным дополнительно урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты на кошелек эмитента в обмен на токены российского эмитента. «Подобная мера позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов», – указано в тексте отзыва.

Также Правительство указывает на целесообразность дать в законопроекте оценку статусу цифрового финансового актива как имущества в электронной форме с учетом принятого в гражданском праве Российской Федерации подхода, относящего аналогичные объекты права к категории имущественных прав.

Вместе с тем в отзыве указано на необходимость предусмотреть обязательный контроль за операциями по обмену криптовалюты на российскую или иностранную валюту в сумме, равной или превышающей 600 тыс. руб., или их эквивалент.

Ознакомившись с отзывом Правительства, финансовый директор юридической компании BMS Law Firm Юрий Степанов отметил, что в нем справедливо сделаны замечания к определению майнинга в законопроекте. «Показатель энергопотребления слишком широкий и не может становиться основой для определения лиц, занимающихся майнингом. В законе также нет положений, которые бы регламентировали вопросы налогообложения цифровых финансовых активов и сделок, поэтому необходимо разработать эти нормы для включения в законодательство о налогах и сборах», – пояснил эксперт.

Он особо отметил предложение о возможности упрощенной идентификации дистанционным способом, которую будет осуществлять оператор обмена цифровыми финансовыми активами в определенных случаях, указав, что этого положения не хватает в проекте закона. «В целом можно сказать, что высказанные к законопроекту замечания должны быть учтены, так как Правительство указало на важные его недостатки», – подытожил Юрий Степанов.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов также считает, что в основном замечания Правительства верны. Эксперт отметил, что прежде всего предлагается уточнить понятие деятельности, направленной на создание криптовалюты, отбросив из него все лишнее – предоставление площадей в аренду под майнинг, электроснабжение, продажу оборудования для майнинга и прочее. По этому поводу он заметил, что такое уточнение достаточно просто сделать, указав в определении термина «майнинг» на возникновение криптовалюты как непосредственный и прямой результат данной деятельности. «Именно это могло бы стать главным критерием данного вида экономической деятельности», – подчеркнул эксперт.

«Правительство также рекомендует принять соответствующие изменения и в налоговое законодательство, а это является свидетельством того, что одна из основных причин, по которым государство взялось за регулирование сферы криптовалют, заключена именно в том, что оно увидело в этом для себя новый источник пополнения бюджета», – заметил Александр Арбузов.

Он также отметил, что в отзыве Правительства указывается на сложность в различении понятий «токен» и «криптовалюта», способную создать проблемы в процессе применения закона. «Этот недостаток также обоснованно предлагается устранить. Напомню, что “токен” предполагает наличие одного выпускающего лица – эмитента (например, условные платежные единицы, выпускаемые в соцсетях), а “криптовалюта” (например, биткойн и эфириум) – множества выпускающих лиц (майнеров), однако это различие становится понятным для неспециалиста лишь из пояснительной записки к законопроекту, в то время как в самом законопроекте все не столь очевидно. Есть недостатки и в самом определении “цифрового финансового актива”, которое также рекомендуется уточнить», – рассказал эксперт.

По мнению Александра Арбузова, более существенным является предложение облегчить процедуру идентификации инвесторов при открытии им цифровых кошельков. «С одной стороны, данная процедура необходима с точки зрения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а с другой – своей потенциальной сложностью способна отпугнуть инвесторов, в особенности иностранных. Поэтому для них хотят применить упрощенную идентификацию дистанционным способом. В то же время в качестве своего рода баланса Правительство требует предусмотреть в законопроекте обязательный контроль за операциями по обмену криптовалюты в сумме, равной или превышающей 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Правильно это или нет, и не отпугнет ли столь небольшая сумма порога российских инвесторов – покажет время», – считает он.

В то же время эксперт с сомнением отнесся к критике положений ст. 3 законопроекта, запрещающей резидентам Российской Федерации инвестировать в цифровые финансовые активы в иностранных юрисдикциях, – Правительство считает подобное ограничение неоправданным. «С одной стороны, это так (хотя бы потому, что инвестиции в иностранные криптовалюты через интернет крайне сложно запретить или ограничить), но с другой – надо отметить, что вопрос не столь прост, так как, по сути, официальное разрешение на такого рода иностранные вложения может дать неправильный сигнал для ценных внутренних инвестиционных ресурсов вкладываться за рубежом. Поэтому здесь есть над чем подумать. Запрещать, конечно, не стоит, но вот прописать перед разрешением какие-то механизмы, стимулирующие инвестировать внутри России, было бы, с моей точки зрения, неплохо», – заключил Александр Арбузов.

Рассказать: