14 июля правительство внесло в Госдуму законопроект № 988493-7, разработанный Минстроем в целях защиты жилищных прав детей жертв политических репрессий во исполнение Постановления Конституционного Суда № 39-П от 10 декабря 2019 г.
Ранее КС РФ признал неконституционными ряд правовых норм в защиту жертв политических репрессий
Напомним, в своем постановлении КС признал неконституционными ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряд положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья. Тогда Суд отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав.
Суд также постановил, что федеральному и региональным законодателям (в том числе законодательному органу российской столицы) надлежит незамедлительно внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, принимаются на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
Ранее поправки Минстроя вызвали критику у юристов
Как писала «АГ», законопроект был представлен на обсуждение Минстроем в конце апреля.
Поправки предусматривают новую редакцию ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий, которая признает право реабилитированных лиц, утративших жилье из-за репрессий, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до репрессий.
В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жильем в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ, независимо от срока их проживания в соответствующей местности/месте жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилье. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться в судебном порядке.
Поправки Минстроя вызвали неоднозначную оценку у экспертов «АГ». Представитель трех заявительниц, добившихся вынесения постановления КС, Григорий Вайпан, который ранее работал руководителем судебной практики АНО «Институт права и публичной политики», также крайне негативно оценил проект: «Он специально написан так, чтобы люди, которым государство когда-то причинило тяжкий вред, так и не получили никакого возмещения».
Стоит отметить, что после обсуждения в правительстве текст законопроекта не претерпел изменений.
Альтернативная версия поправок
В дальнейшем «АГ» сообщала о том, что депутаты Госдумы Сергей Миронов и Галина Хованская внесли в Госдуму свой законопроект № 974290-7, направленный на исполнение постановления КС.
В отличие от поправок Минстроя, предложенная депутатами новая редакция ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий, помимо прочего, предусматривала однократное обеспечение таких лиц жильем по прежнему месту жительства путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Расчет размера такой выплаты планировалось осуществлять с учетом совместно проживающих с жертвами политических репрессий членов их семей.
Поправки предусматривают определение размера единовременной денежной выплаты исходя из размера нормативной площади жилого помещения и показателя средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении субъекта РФ, на территорию которого возвращаются жертвы политических репрессий. Отмечалось, что единовременная денежная выплата будет предоставляться в срок не позднее одного года со дня подачи ее получателями соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Эксперты прокомментировали содержание правительственного законопроекта
В комментарии «АГ» Григорий Вайпан назвал правительственный законопроект «официальным саботажем» постановления Конституционного Суда. «Если законопроект будет принят, то никто из жертв репрессий так и не сможет вернуться из ссылки и получить обещанное им почти 30 лет назад жилье. Законопроект был подвергнут жесткой критике на стадии предварительного обсуждения, но правительство и Минстрой, как профильное ведомство, так и не внесли никакой существенной правки», – убежден он.
По словам юриста, в отличие от законопроекта Минстроя, законопроект, внесенный депутатами, позволяет реально исполнить постановление КС. «Во-первых, альтернативный законопроект переносит ответственность за обеспечение жертв репрессий жильем с региональных властей на федеральные, в то время как правительственный законопроект, вопреки постановлению КС, оставляет вопрос в ведении регионов и позволяет им вводить свои правила обеспечения жильем жертв репрессий. Во-вторых, альтернативный законопроект предусматривает для жертв репрессий простой и гарантированный способ обеспечения жильем – предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья. В правительственном же законопроекте, вопреки постановлению КС, никакого механизма обеспечения жертв репрессий жильем не предусмотрено. В-третьих, альтернативный законопроект устанавливает срок, в течение которого жертвы репрессий должны быть обеспечены жильем, – 1 год», – отметил он.
Григорий Вайпан подчеркнул, что правительственный законопроект сохраняет ситуацию, когда жертвам репрессий придется десятилетиями ждать в общей очереди, а учитывая их преклонный возраст, реально жилья не дождется никто.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян выразила сожаление по поводу содержания правительственного законопроекта. «Подобные изменения, к сожалению, являются “бутафорскими”, призванными создать видимость реагирования на указания Конституционного Суда. Совершенно очевидно, что, несмотря на некоторые видоизменения статьи, проблема останется и появятся новые основания для оспаривания. Предложенный депутатами законопроект, как ранее отмечалось, выглядит более реалистично. Его реалистичность заключается, в первую очередь, в ограничении сроков получения единовременной выплаты; отсутствии необходимости постановки в очередь; в определенности источника финансирования; в предусмотренной возможности учета совместно проживающих с жертвами политических репрессий членов их семей», – отметила она.
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина полагает, что в случае принятия правительственной версии поправок потребуется разъяснение, что значит «намерены возвратиться» и чем должно подтверждаться данное намерение. «Согласно законопроекту также уточняется круг лиц, имеющих право на постановку на жилищный учет без условий, устанавливаемых законодательством субъектов РФ. Как и ранее, законопроект не предоставляет внеочередного права на получение жилых помещений таким лицам, в случае принятия его в такой редакции ожидание улучшения жилищных условий может занять несколько десятков лет», – резюмировала она.