Правительство РФ опубликовало Постановление № 12 от 12 января о расширении перечня сфер, в отношении которых вносятся сведения в реестр обязательных требований для бизнеса, в целях повышения качества управления контрольно-надзорной деятельностью для снижения административной нагрузки на бизнес.
Согласно документу в 2023 г. запланировано внесение новых данных в реестр сведений об обязательных требованиях по всем видам федерального контроля и надзора. Правительственное постановление предписывает уполномоченным органам и организациям внести соответствующие сведения в вышеуказанный реестр и обеспечить их заверение усиленной квалифицированной электронной подписью. Так, в срок до 31 января этого года будут заверены сведения, срок внесения в реестр которых, согласно плану-графику, установлен до 1 сентября 2022 г. Кроме того, будут заверены сведения, срок внесения в реестр которых установлен позже этой даты.
Постановление также содержит план-график формирования российскими ведомствами реестра обязательных требований. В частности, срок внесения сведений для ФНС России по контролю за применением контрольно-кассовой техники определен как 15 марта 2023 г. Для Роскомнадзора срок касательно контроля (надзора) за обработкой персональных данных установлен 25 февраля этого года.
«Реестр реализован в виде информационной системы, которая интегрирована с системами в сфере контрольно-надзорной деятельности. Таким образом, контрольные мероприятия федерального уровня либо уже имеют жесткую цифровую привязку к нормам и требованиям для бизнеса, либо получат ее к концу 2023 г. Это позволит анализировать информацию о качестве требований и процедур в том числе на основании данных от предпринимателей, которые поступают посредством сервиса жалоб на решения контрольных органов на портале госуслуг», – отмечено на сайте правительства, которое сообщило, что в настоящее время в реестр обязательных требований внесены сведения о 373 тыс. требованиях, проверяемых в рамках 15 видов контроля и 51 вида разрешительной деятельности.
Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва напомнила, что 6 февраля 2021 г. были приняты Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований. «Сведения в реестр вносятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений. У заинтересованных федеральных органов власти появляется новая функция заверения сведений, вносимых в реестр, усиленной квалифицированной подписью, а также сроки данного заверения. При этом сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на публичном портале после их заверения. Надо сказать, такое нововведение повышает ответственность должностных лиц за размещение сведений в реестре», – полагает она.
По словам эксперта, комментируемым документом также утвержден план-график формирования реестра обязательных требований по всем видам государственного контроля (надзора), предусмотренным Единым реестром видов федерального государственного контроля (надзора). «Очевидно, что одной из задач указанного постановления является должная и своевременная организация формирования реестра, позволяющая снизить административную нагрузку на бизнес», – предположила Ольга Рогачёва.
Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов отметил, что в последнее время многие госуслуги цифровизируются. «Сегодня за один “клик” мы делаем то, на что раньше уходило полдня, а то и больше. Отрадно, что внимание уделяется не только рядовому гражданину, но и бизнесу. Примером как раз и является реестр обязательных требований при проверках. Проверки для бизнеса всегда были “больным местом”, и не потому, что он не хотел или не мог соблюдать требования. Требований было столько, что даже чиновник проверяющего органа мог путаться, какие требования рекомендательны, какие обязательны, а какие давно утратили силу. При этом некоторые их них просто противоречили друг другу. В таком “бардаке” даже добросовестный предприниматель не мог и не может понять, что же хочет от него государство, которое при такой картине будто хотело одного – наказать», – отметил он.
Сегодня, по словам эксперта, мы видим разворот власти к бизнесу лицом. «Задача государства теперь не наказать, а обеспечить безопасность товаров, работ, услуг. И для этого власти решили систематизировать весь массив требований, вычленив только то, что обязательно к исполнению (если уж не исполнил – то только тогда следует наказание). Все это будет представлено в виде единого реестра (списка), где каждый орган власти заполняет свою часть. Это хорошая задумка, которая, судя по срокам, должна быть реализована в ближайшее время. Теперь, чтобы предпринимателю понять, чего от него может хотеть пожарная служба, достаточно будет зайти в реестр, посмотреть список обязательных требований, на которые будет обращать внимание проверка, и просто выполнить их. И так будет в любой сфере. С этим нововведением хорошо стыкуется другое. Предпринимателям и организациям с этого года запрещается идти с жалобой в суд на проверяющего, сначала нужно пройти досудебный порядок. Очевидно, что он будет очень быстрым. Берем реестр, определяем обязанность из него и отвечаем на вопрос: “Сделал или нет?” При таком подходе суды точно “разгрузятся”, а проверяющие органы будут наказывать действительно только по делу. А это точно на пользу бизнесу, который давно устал от того, что государство ранее было не лицом к нему», – полагает Ярослав Самородов.