×

Сохранить ценности профессии

19 мая состоялась Международная конференция ФПА РФ – одно из ключевых мероприятий VI Петербургского международного юридического форума
На проведенной в рамках VI ПМЮФ Международной конференции ФПА РФ «Современные вызовы для юридической профессии в России и мире» прозвучали прогнозы развития адвокатуры на ближайшие годы. Общие направления – единая профессия и единые стандарты, внедрение современных технологий, участие в совершенствовании правовой системы и в социально значимых проектах.

На проведенной в рамках VI ПМЮФ Международной конференции ФПА РФ «Современные вызовы для юридической профессии в России и мире» прозвучали прогнозы развития адвокатуры на ближайшие годы. Общие направления – единая профессия и единые стандарты, внедрение современных технологий, участие в совершенствовании правовой системы и в социально значимых проектах.

Выступивший с приветственным словом президент ФПА РФ Юрий Пилипенко основной причиной всех вызовов, с которыми сталкивается современная адвокатура, назвал глобализацию, которая проявляется не только в расширении трансграничной деятельности адвокатов, но и в повышении активности государства, наступлении бизнеса на вековые ценности юридической профессии.

Для того чтобы отвечать на вызовы времени, адвокатура должна быть открыта в общении со всеми срезами общества и государства. Использование новых технологий, развитие системы повышения квалификации, содействие совершенствованию правовой системы, юридического образования, повышению роли права – вот направления работы, благодаря которой адвокатура будет качественно изменяться, укрепляя базовые принципы своей деятельности.

О вызовах времени говорил и председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В изменяющемся мире юристы должны находить новые способы предложения своих услуг, такие как интернет-технологии, и устанавливать регулирующие их правила. Но изменениям подвержена и шкала ценностей – то, что вчера считалось ценностью, сегодня перестает быть таковой. Нельзя допустить, чтобы право перешло в разряд исчезающих ценностей, необходимо сохранить его значение как регулятора.

Проект реформирования
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас заметил, что «государства в нашей жизни становится больше тогда, когда ослабевают саморегулируемые институты». Он напомнил, что одна из задач государства – обеспечить конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи: «Правовым является такое государство, где эффективно функционирует механизм восстановления нарушенных прав».

В этом отношении наиболее значима деятельность адвокатуры, поэтому государство уделяет ей особое внимание, посвятив защите публичных интересов специальный раздел в Государственной программе «Юстиция»: «О проекте регулирования сферы профессиональной юридической помощи было много споров, но ФПА оказалась качественным партнером законодательной власти, и очень многие противоречия нам удалось разрешить. Надо восстановить справедливость: юридическую помощь должны оказывать те лица, которые соответствуют определенным требованиям, в том числе квалификационным».

Статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов прокомментировал ситуацию, связанную с принятием новой редакции программы «Юстиция». «Мы считаем стратегически правильным объединение юридического консультационного сообщества в единую с адвокатурой профессию, потому что у людей, которые оказывают услуги населению, должны быть единые правила, единый этический кодекс. Но технически это очень трудно сделать, и единственный, на мой взгляд, шанс реализовать реформу – достичь консенсуса между адвокатским сообществом и другими сегментами рынка», – подчеркнул он.

Заместитель министра назвал два условия успешного проведения реформы: готовность адвокатуры принять в свои ряды новых членов как полноправных партнеров, на комфортных для всех условиях, и решение вопроса об организационно-правовой форме, позволяющей в рамках адвокатской деятельности осуществлять юридический консалтинг. Есть два варианта: создание новой формы адвокатского образования или использование для оказания юридических услуг коммерческой структуры со специальной правоспособностью (в случае, если адвокатская деятельность будет признана предпринимательской).

По словам Юрия Любимова, Министерство юстиции готово к публичному обсуждению проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Работа над ним будет продолжена летом и осенью, до конца года он должен быть внесен в Правительство.

Зарубежный опыт
Президент Федеральной палаты адвокатов Германии Экхарт Шефер отметил, что залогом развития правового государства является сильная и независимая адвокатура, обеспечивающая доступ к праву: «Мы не торговцы правом. Если наши клиенты будут думать, что мы находимся под влиянием финансовых интересов, мы потеряем их доверие. Согласно нашему закону, адвокатура является независимым органом правосудия – эта формулировка очень точно описывает положение адвоката в нашем правовом государстве». Например, в Германии запрещено привлекать в адвокатские конторы инвестиции людей, не связанных с адвокатурой. «Инвестор будет ожидать, что его вложения окупятся, и его интересы могут войти в противоречие с задачами адвокатов. Такие инвестиции для адвокатуры Германии совершенно неприемлемы».

Не менее важной задачей адвокатуры, чем обеспечение доступа к праву, является обеспечение качества правосудия. Сейчас в Германии в подавляющем большинстве гражданских дел и практически во всех уголовных делах обязательно участие адвоката. Но, поскольку это требует от государства расходов на субсидируемую юридическую помощь тем гражданам, которые не имеют средств на оплату услуг адвоката, обсуждается вопрос: возможно, стоит сделать рынок юридических услуг более свободным, открыв его для других юридических профессий?

«Эти расходы очень важны для сохранения жизнеспособности системы государства, – говорит Экхарт Шефер, – потому что позволяют обеспечить гражданам доступ к праву. К тому же экономия в сфере юстиции при их сокращении будет не так уж велика. Политики порой не понимают, какие последствия повлечет ограничение доступа к праву. Мы должны постоянно повышать качество наших услуг, повышать нашу квалификацию и всеми силами противодействовать стремлению дерегулировать рынок юридических услуг».

Еще одна важнейшая миссия, которую выполняет в адвокатура в правовом государстве, – социальная. Например, поскольку в последнее время Германия приняла огромное количество беженцев, адвокаты помогают рассматривать заявления о получении статуса беженца. Чтобы ускорить этот процесс, и ввели дополнительную специализацию – миграционное право.

Джонатан Смизерс, президент Общества солиситоров Англии и Уэльса, проанализировал рынок юридических услуг Великобритании, который, по его словам, является очень разноплановым – солиситоры могут использовать различные организационно-правовые модели.

Напомним, что в настоящее время солиситоры вправе свободно выбирать форму организации своего бизнеса. Они имеют возможность создавать хозяйственные общества, ограничивать через корпоративные структуры свою ответственность, нанимать на работу солиситоров, вступать в партнерства без ограничения количества партнеров. При этом они обязаны строго соблюдать десять ключевых принципов профессии, детализированных в Кодексе профессионального поведения и обширных пояснениях к нему: 1) поддерживать верховенство права и надлежащее осуществление правосудия; 2) действовать порядочно; 3) не допускать потери своей независимости; 4) действовать в интересах своего клиента; 5) обеспечивать надлежащий стандарт услуг; 6) вести себя так, чтобы поддерживать доверие общества к себе и к оказанию юридических услуг; 7) соблюдать свои обязанности, предусмотренные законом, взаимодействовать с регулятором и омбудсменом открыто и своевременно; 8) вести бизнес или играть свою роль в бизнесе эффективно, в соответствии с принципами надлежащего руководства и аккуратного управления финансами и рисками; 9) вести бизнес или играть свою роль в бизнесе, поддерживая равенство возможностей и уважение к различиям; 10) защищать деньги и имущество клиентов.

С октября 2011 г. применяется так называемое «регулирование, ориентирующееся на результат» (как альтернатива регулированию, ориентирующемуся на правила): в число владельцев юридических фирм могут включаться лица, не являющиеся солиситорами (при условии их специального допуска), а кроме того, могут создаваться мультидисциплинарные практики, объединяющие, кроме юристов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, налоговых консультантов и других специалистов.

В настоящее время, по словам Джонатана Смизерса, действуют около 4000 юридических фирм в форме хозяйственных обществ и примерно 200 партнерств, среди которых преобладают партнерства с ограниченной ответственностью. Ведением бизнеса занимаются не юристы, а профессиональные управленцы. Простое партнерство – непопулярная организационно-правовая форма, потому что партнеры несут личную ответственность перед клиентами и были случаи, когда связанные с этим убытки достигали миллиона фунтов. Для того чтобы снизить такой риск, приходится увеличивать число партнеров.

Компании, созданные по новой модели, пытаются выходить за те ограничения, которые строго соблюдают традиционные юридические фирмы. «Но на практике выяснилось, – говорит Джонатан Смизерс, – что не так-то просто превратить юридическую услугу в товар. Результат оказался совсем не таким, как ожидалось: революция обернулась контрреволюцией».

Касаясь применения новых технологий, спикер отметил, что юридические фирмы внедряют различные компьютерные программы, но это связано с риском для бизнеса: хакер может взломать систему и украсть данные. Со своей стороны, клиенты предпочитают использовать правовую информацию и получать консультации на сервисах в режиме онлайн, что оборачивается риском получить услугу от неквалифицированного провайдера.

«Нужно понимать, что делает нашу профессию особенной и гарантирует верховенство права и правопорядок, – сказал Казначей Национального совета адвокатуры Франции Франсуа-Антуан Крос. – Это ключевые принципы нашей профессии, прежде всего независимость, саморегулирование, обязанность хранить профессиональную тайну, справедливое отношение к клиенту». Во Франции такие принципы определены Национальным советом адвокатуры Франции (профессиональная организация, которая в настоящее время объединяет около 65 тысяч адвокатов).

Французские адвокаты создали также уникальный набор профессиональных стандартов, имеющих в настоящее время силу закона (см.: Профессиональные стандарты французской адвокатуры. М.: Федеральная палата адвокатов РФ, 2015). Это издание содержит впервые переведенные на русский язык Внутренний национальный регламент французской адвокатуры, Правила профессиональной этики, относящиеся к Парижской коллегии, которые дополняют положения Внутреннего национального регламента, и Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского Сообщества с последними изменениями и дополнениями (данный акт обязателен для применения во Франции и включен в виде отдельной статьи во Внутренний национальный регламент).

На вопрос о том, как изменения в мире влияют на осуществление принципов адвокатской профессии, Франсуа-Антуан Крос ответил, что во Франции законом от 6 августа 2015 г. представителям некоторых профессий, в том числе адвокатам, нотариусам, сертифицированным аудиторам, судебным приставам разрешено создавать совместные компании. Такая компания не может принадлежать лицу, которое не занимается профессиональной деятельностью, отвечающей профилю работы компании.

Есть опасения, что реализация нового закона приведет к нарушениям основных профессиональных принципов. Во-первых, будет выхолащиваться содержание этических кодексов, так как правила этики разных профессий не идентичны. Во-вторых, закон предусматривает, что обязанность хранить профессиональную тайну не должна препятствовать общению с другими сотрудниками компании при оказании юридической помощи.

Президент Общества солиситоров Гонконга Стивен Хунг посвятил свое выступление такому проявлению глобализации, как деятельность адвокатов в других юрисдикциях. Он подробно рассказал об условиях допуска к практике в Гонконге адвокатов зарубежных стран.

В настоящее время в Гонконге аккредитовано более 1300 юристов из 31 государства. «Почему мы стремимся привлечь в Гонконг представителей юридической профессии? Были опасения, что открытие рынка повлечет потерю работы для наших юристов, но этого не произошло. Напротив, иностранные фирмы значительно обогатили нас опытом», – говорит Стивен Хунг.

Согласно закону, иностранные юристы должны зарегистрироваться в Обществе солиситоров или Обществе барристеров Гонконга. Обязательной регистрации подлежат также иностранные юридические фирмы. Иностранные юристы могут вести консультационную деятельность, но не вправе самостоятельно представлять интересы клиентов в судах. Возможна временная практика: иностранный юрист может практиковать по международному или иностранному праву в течение трех месяцев подряд или 90 дней в год.

Для получения разрешения необходимо заполнить специальную форму, представить сертификат практикующего юриста в своей стране, свидетельство о страховании риска профессиональной имущественной ответственности, подтверждение найма со стороны работодателя. Перед допуском к практике в Гонконге иностранный юрист должен пройти специальную подготовку, а также сдать квалификационные экзамены – пять письменных и один устный. Если стаж его практики в собственной юрисдикции превышает пять лет, то он может быть освобожден от одного или двух экзаменов (например, по гражданскому и процессуальному праву).

Прошлый президент Американской ассоциации юристов (АВА) Уильям Хаббард сосредоточил внимание на применении новых технологий и на социально значимых проектах, в которых участвуют адвокаты США.

В системе обучения и повышения квалификации широко используются разнообразные компьютерные программы, гаджеты, проводятся вебинары.

Основным вызовом в правовой системе США Уильям Хаббард назвал проблему доступа к правосудию малообеспеченных слоев населения: «80% бедняков в нашей стране не имеют достаточного доступа к системе юстиции, 50% вообще не имеют, и мы смотрим, как убрать этот дисбаланс».

Уильям Хаббард сказал, что по ценовой доступности услуг адвокатов США занимают 67-е место среди 132 стран, поэтому во время его пребывания на посту президента АВА разработана программа, реализация которой позволит открыть малоимущим доступ к услугам адвокатов. Например, предлагается разрешать юридическую практику лицам с ограниченной лицензией, предоставляющей право на ведение только определенной категории споров (например, семейных). Кроме того, предлагается реже назначать наказание в виде лишения свободы, поскольку человек, который сидит в тюрьме, вряд ли исправится, а на содержание заключенных в США расходуется примерно 70 млрд долларов в год.

Важным в социальном плане проектом американских адвокатов Уильям Хаббард назвал и борьбу с семейным насилием, которое в США очень распространено: «Мы должны давать юристам навыки, как помогать жертвам насилия».

«Наша задача – стать единым голосом, выражающим все позиции правовой системы, – заключил он. – Наша ассоциация поддерживает всеобщий диалог для обеспечения верховенства права».


Рассказать:
Яндекс.Метрика