2 августа Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования приняты предложения о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия.
В частности, СПЧ предлагает в системе судов общей юрисдикции организовать отдельные суды апелляционной и кассационной инстанций, действующие в судебных округах, в которых уже функционируют аналогичные инстанции арбитражных судов. Это, по мнению Совета, позволит максимально исключить влияние региональных органов власти при проверке вышестоящими судами законности и обоснованности вынесенных на территории субъекта РФ судебных актов.
Также в документе указывается на необходимость привести процедуру назначения судей на должность в соответствие с конституционным статусом судебной власти и принципом независимости судей, предусмотрев, в частности, гарантии отсутствия влияния органов исполнительной власти на итоговые рекомендации Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Кроме того, СПЧ предлагает предусмотреть право кандидатов на должности судей федеральных судов знакомиться с материалами их проверки на всех этапах рассмотрения кандидатур; установить единый федеральный стандарт формирования и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи; исключить полномочия председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей; обеспечить мотивированность решений об отклонении кандидатуры, а также их доступность для обжалования кандидатом в судебном порядке.
Документом предлагается ввести выборность председателей судов самими судьями или наделять их полномочиями на сравнительно непродолжительный срок с обязательной ротацией. В регламентах судов общей юрисдикции Совет считает целесообразным закрепить процедуру распределения дел между судьями на основе компьютерных программ, обеспечивающих случайную выборку, тем самым гарантировав конституционное требование законного и беспристрастного суда для каждого дела и исключение возможности коррупционных практик. Соответствующие требования должны быть предусмотрены в ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ.
В очередной раз указывается на необходимость введения аудиопротоколирования судебных заседаний с незамедлительным вручением копий (фонограммы) аудиопротокола сторонам процесса. Отмечается, что данная мера ускорит судебное разбирательство и будет действенной гарантией эффективного общественного контроля за деятельностью судов.
«Несмотря на то что Верховным Судом РФ подтверждено, что соответствующее техническое оснащение всех судов не только профинансировано, но и реально обеспечено, Совет вынужден констатировать достаточно распространенное нежелание со стороны судей следовать политике ВС РФ по внедрению обязательного аудиопротоколирования в судебных заседаниях», – подчеркивает СПЧ, настаивая на отмене судебных актов, принятых с нарушением требования аудиопротоколирования.
В своей программе Совет поясняет, что на данный момент судебная система использует в качестве критериев для оценки эффективности своей деятельности различные статистические данные, которые не позволяют выявить профессионализм судей. Учитывая это, рекомендуется исключить практику дисциплинарной ответственности судей в связи с отменой судебного акта как якобы подтверждающей недостаточную квалификацию судьи или совершение им поступка, несовместимого с авторитетом судебной власти.
В целях обеспечения эффективного судебного контроля за расследованием, обеспечивающего защиту от произвольного уголовного преследования, по мнению правозащитников, необходимо ввести запрет последующего рассмотрения дела тем же судьей, который в ходе расследования разрешает вопросы об избрании меры пресечения и иных мерах уголовно-процессуального принуждения, о производстве следственных действий, а также рассматривает жалобы на действия органов расследования в порядке ст. 125 УПК РФ.
Поднят вопрос и об участии народных заседателей в принятии решений о применении меры пресечения в виде содержания под стражей. При этом следователя, ходатайствующего перед судом об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, предлагается через поправки в ст. 108 УПК РФ обязать представлять информацию территориального органа ФСИН России о наличии свободных мест в следственном изоляторе, в который предполагается поместить задержанного.
В целях освобождения судов от излишних функций и повышения роли субъектов общественного контроля в сфере защиты прав человека и гражданина предлагается исключить из ведения судов решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы. Решение подобных вопросов представляется целесообразным передать в совместное ведение общественных наблюдательных комиссий (ОНК), уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и администрации учреждений уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, Совет полагает необходимым обеспечить общественный контроль за соблюдением прав человека в конвойных помещениях судов и в спецавтотранспорте для перевозки подсудимых. Также в документе перечислен блок предложений, расширяющих права уполномоченных по правам человека во взаимодействии их с судебными инстанциями и правоохранительными органами.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поприветствовал представленные Советом по правам человека предложения. «Мы видим поступательную деятельность СПЧ, нацеленную на расширение прав и свобод граждан, и всецело ее поддерживаем», – подчеркнул он.
Он напомнил, что первым этапом такой работы стали предложения об установлении дополнительных гарантий независимости адвокатов, которые явились основой для подготовки недавно вступивших в силу соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
«Сейчас речь идет о наших коллегах – судьях, и многие предложения, представленные СПЧ, заслуживают внимания и поддержки», – заключил президент ФПА РФ.