×

УК предлагается дополнить уголовной ответственностью медработников

Инициатором внесения поправок стала Межведомственная рабочая группа по вопросам расследования ятрогенных преступлений
По мнению экспертов «АГ», Уголовный кодекс содержит достаточный инструментарий для привлечения к ответственности врачей, допустивших серьезные ошибки, а рабочей группе стоит акцентировать внимание на практической помощи в расследовании таких дел.

Как сообщает пресс-служба СК РФ, 12 июля на заседании временной Межведомственной рабочей группы по вопросам расследования преступлений, связанных с врачебными ошибками, подготовлено предложение о внесении в Особенную часть Уголовного кодекса РФ специальной нормы, регламентирующей уголовную ответственность медицинских работников за преступления по службе и исключающей возможность квалификации их действий по другим статьям Кодекса (в частности, ст. 109, 118, 238, 293).

Читайте также
«Дела врачей» будет расследовать специальная группа СК
Следственный комитет РФ создает группу по расследованию ятрогенных преступлений
02 июля 2018 Новости

Как ранее писала «АГ», идея создания специальной группы по расследованию ятрогенных преступлений принадлежит Следственному комитету РФ и объясняется необходимостью совершенствования правоприменительной практики, которая позволит, с одной стороны, защитить врачей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а с другой – более эффективно защищать права пациентов от возможных неквалифицированных действий медицинских работников. 

Так, УК РФ предлагается дополнить новыми статьями: о ненадлежащем оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (ст. 124.1) и о сокрытии нарушения оказания медицинской помощи (ст. 124.2). Статью 235 УК предлагается изложить в новой редакции: «Незаконное осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности».

Как сообщает СК, предлагаемые изменения содержат указание на субъект преступления – медицинского работника, конкретизацию вида помощи – медицинскую, в том числе медицинских услуг, учитывают различные последствия. В связи с этим такая норма будет являться специальной по отношению к вышеуказанным общим нормам и, согласно правилам квалификации, исключит их применение к правонарушителям в сфере медицинской деятельности. По мнению инициаторов законопроекта, поправки помогут минимизировать ошибки правоприменения в области ятрогенных преступлений. 

Комментируя «АГ» предлагаемые новации, управляющий партнер АБ «Адвокатская группа “Онегин”», адвокат Ольга Зиновьева отметила, что инициатива о внесении поправок в УК была впервые озвучена председателем СК РФ на коллегии по расследованию преступлений, связанных с некачественным оказанием медицинской помощи, еще в сентябре 2016 г. 

По мнению старшего партнера АБ «ЗКС», адвоката Андрея Гривцова, борьбе с так называемыми врачебными ошибками в последнее время стало уделяться слишком большое внимание. «Такое впечатление, что СК РФ постоянно борется с педофилами и ошибающимися врачами, а других дел для реализации бурной активности просто не осталось», – полагает адвокат.

Безусловно, врачебные ошибки были, есть и будут. «Расследовать подобные случаи необходимо – равно как и привлекать к ответственности виновных в их совершении. Однако, во-первых, не стоит забывать, что любая врачебная ошибка – это деяние неосторожное. Во-вторых, речь должна идти только о случаях действительно доказанных», – добавил Андрей Гривцов.

Что касается предлагаемых изменений в УК РФ, то, по его мнению, Кодекс и так содержит достаточный инструментарий для привлечения к ответственности врачей, допустивших серьезные ошибки, которые повлекли общественно опасные последствия: «Уголовное законодательство перегружено множеством неработающих статей, а следователи просто не успевают выучить их название и диспозицию – настолько часто законодатель вносит изменения».

Остальные опрошенные эксперты разделяют эту позицию. В частности, Ольга Зиновьева отмечает, что действующий УК содержит немало составов, которые могут быть применены к преступлениям, совершаемым медицинскими работниками, и которых при правильной квалификации грамотным следователям вполне хватает, например, ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 124, ст. 238 УК и ряд других статей.

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ», адвокат АП Московской области Игорь Бушманов подтвердил, что разделение действующих составов преступлений и введение новых, размытых юридических понятий ни к чему позитивному еще не приводили. «В уголовном и процессуальном кодексах достаточно норм, по которым можно квалифицировать те или иные виновные действия сотрудников медицинских учреждений или фармацевтических компаний. А их грамотное использование зависит от профессионализма и знания законов специалистами, производящими следственные действия», – добавил он.

По мнению Игоря Бушманова, пытаться конкретизировать различные статьи УК и УПК под определенную отрасль экономики или сферу человеческой деятельности – порочная практика. «В результате законодательство начнет изобиловать излишней, на взгляд любого профессионала, отраслевой “спецификой”, – считает адвокат, – это вносит хаос и неразбериху в отраслевое законодательство, а также может создать широкое поле для провокаций со стороны правоохранительных органов. Мы уже имеем проблематику в гражданском законодательстве, когда за счет различного рода “конкретизаций” получили массу юридических коллизий – статья в одном законе начала противоречить статье в другом. Разобраться в этих перипетиях зачастую не под силу даже представителям профессионального юридического сообщества, в том числе судьям». Аналогичные «правки» УК, по мнению эксперта, могут также привести «к излишним проблемам как для “силовиков”, так и для потребителей их “навязанных услуг”».

Кроме того, считает Игорь Бушманов, изменения в ст. 235 УК РФ, которую предлагается принять в новой редакции, вполне укладываются в действующие статьи о совершении незаконной предпринимательской деятельности.

По мнению Ольги Зиновьевой, данная инициатива является прямым следствием субъективных трудностей, с которыми следствие сталкивается при квалификации и расследовании подобных дел. «Иными словами, если бы в статье присутствовало прямое указание на медработника как на специальный субъект, следствию было бы гораздо легче выполнять свою работу», – считает эксперт. 

Адвокат пояснила, что объективные трудности в квалификации ятрогенных преступлений в принципе отсутствуют и объясняются недостаточной квалификацией самого следствия, которую можно исправить за счет создания специальных следственных групп и обучения следователей, а не за счет введения в базовый кодифицированный нормативный акт «персональных» статей, что «приведет к введению составов со специальным субъектом “адвокат”, “водитель автобуса” и “кассир”».

Как полагает Игорь Бушманов, если взаимоотношения врачей и пациентов требуют более четкого правового регулирования, этот вопрос нуждается в комплексном подходе, «и его не удастся “закрыть” внесением формальных изменений в УК». По мнению авдоката, такие меры вряд ли будут способствовать усилению защиты прав российских пациентов и потерпевших потребителей медицинских услуг. «Новое в законе – не всегда лучше проверенного практикой “старого”», – резюмировал Игорь Бушманов.

Андрей Гривцов дополнил мнение коллег. «Полагаю, рабочей группе стоит сосредоточиться на практической помощи по конкретным уголовным делам и материалам проверок, в том числе повышении уровня экспертизы по рассматриваемой категории дел», – подвел итог адвокат. 

Рассказать:
Дискуссии
Врачебные ошибки
Врачебные ошибки
Медицинское право
08 июня 2022
Яндекс.Метрика