×

ВС хочет, чтобы суд помогал сторонам примиряться

Пленум Верховного Суда предлагает масштабные поправки в законодательство в связи с совершенствованием примирительных процедур
Фото: «Новая адвокатская газета»
Согласно разработанным ВС РФ поправкам, ГПК, АПК и КАС РФ будут предусматривать дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя, в качестве которого может выступать работник аппарата суда или судья в отставке.

Сегодня Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о внесении в Госдуму пакета законопроектов, содержащих поправки в ГПК РФ, в АПК РФ, в КАС РФ, в Налоговый кодекс, а также в ФКЗ о Верховном Суде и иные нормативные правовые акты. Все они предлагаются к принятию в связи с совершенствованием примирительных процедур в России.

Отмечается, что нормы, касающиеся примирения сторон, закрепленные в настоящий момент в Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексах, в Кодексе административного судопроизводства, излишне лаконичны и разрозненны, что не позволило этому институту стать эффективным инструментом урегулирования споров.

«Вместе с тем в российском обществе существует высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но и, в первую очередь, снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности», – указывают авторы поправок, ссылаясь на утвержденный 6 октября 2017 г. Перечень поручений Президента РФ № Пр-2042, которым, в частности, Правительству и Верховному Суду поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур (медиации), включая применение медиации при рассмотрении дел государственными судами.

Согласно разработанным ВС РФ поправкам, ГПК, АПК и КАС РФ будут предусматривать дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя. Также закрепляется институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, создаются условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Вариативность примирения

В законопроекте сформулированы общие положения о примирительных процедурах как процессуальном институте, обозначены принципы их проведения, их основные разновидности: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация, судебное примирение. Устанавливаются принципы судебного примирения, полномочия судебного примирителя, возможность его замены судом.

При этом предусмотрена вариативность результатов примирительной процедуры: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, влекущие урегулирование спора, в том числе подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака. Подчеркивается, что если стороны не достигнут взаимоприемлемого результата примирения, то судебное разбирательство будет возобновлено.

Примирение – экономически выгодно

В соответствии с предложенными изменениями в НК РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур. Также предлагается исключить из НК РФ положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом или судом общей юрисдикции.

Суд поможет примириться

ВС РФ отмечает, что поправки учитывают положения Закона о медиации; особое внимание в законопроекте уделяется пределам участия суда в урегулировании споров и формам, в которых суд может реализовать такие возложенные на него обязанности. Предполагается, что примирительная процедура может быть проведена по любому делу и на любой стадии процесса по ходатайству сторон (стороны) или по предложению суда при согласии сторон.

Предлагается, чтобы функции судебных примирителей были возложены на сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда РФ, президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, президиумом арбитражного суда округа на основе предложенных судами кандидатур.

При этом отставные судьи будут получать плату за деятельность в качестве судебного примирителя. Размер и порядок вознаграждения будет определяться Правительством. Данные расходы предлагается компенсировать из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части в случае согласия сторон на использование процедуры судебного применения. «Такая возможность обусловлена тем, что использование процедуры судебного примирения уменьшит расходы суда, покрываемые за счет государственной пошлины, в связи с сокращением количества юридически значимых действий, которые он должен был бы совершить при рассмотрении дела в обычном порядке. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке», – указывает ВС РФ.

Изменения, предлагаемые в Закон о статусе судей, предоставят судье в отставке право быть медиатором или судебным примирителем: «Это позволит повысить не только привлекательность альтернативных процедур разрешения споров, но и укрепит профессиональными кадрами институты медиации и судебного примирения».

Медиация как альтернатива примирению

Поправками Верховного Суда предусмотрено, что помимо возможности участия в судебном примирении стороны вправе на любой стадии рассмотрения дела инициировать проведение процедуры медиации. При этом они не ограничены в выборе посредника и могут прибегнуть к услугам медиатора либо избрать судебного примирителя, который утверждается судом.

Примирение в спорах с госорганами

Предполагается, что примирительные процедуры, в том числе медиация, могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции или арбитражными судами. «Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон, в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – говорится в пояснительной записке.

В целях максимально эффективного использования примирительных процедур законопроектом предлагается закрепить самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений.

При этом суд сможет в целях примирения сторон откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе и в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя. Такие действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, только если стороны не использовали досудебное урегулирование спора и при наличии согласия организации, индивидуального предпринимателя или гражданина.

Подчеркивается, что при этом суд не принуждает стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценить все положительные стороны данного способа.

Эксперты «АГ» представили свой анализ предлагаемых Верховным Судом РФ поправок в законодательство, отметив как положительные, так и отрицательные их стороны.

Рассказать:
Дискуссии
Законопроект ВС о примирительных процедурах
Законопроект ВС о примирительных процедурах
Налоговое право
31 Октября 2019