×

Юридическая безопасность в медицинском бизнесе

10–11 июня в онлайн-формате прошла 24-часовая конференция, посвященная формированию юридической безопасности медицинского бизнеса: от открытия клиники до судебных разбирательств и проверок
Фотобанк Freepik/@jcomp

В обсуждениях приняли участие 43 спикера из разных регионов страны, работающих в сфере медицины и медицинского права, а также 428 зрителей, среди которых адвокаты, медицинские юристы, врачи и руководители медицинских организаций, профессиональные медиаторы, судебно-медицинские эксперты и т.д.

В режиме онлайн на протяжении 25 часов 32 минут чистого лекционного времени был рассмотрен путь медицинской организации по формированию юридической безопасности: от создания клиники, выбора способа управления, подбора персонала и лицензирования до возможных трудностей в работе (госконтроль, иски пациентов, споры между управленцами и учредителями).

Открыла конференцию адвокат АП Московской области, президент Ассоциации юристов медицинских клиник Ирина Клопова, которая рассказала о том, для чего врачам и руководителям медорганизаций необходимо формировать систему юридической безопасности, а также какие ошибки в работе с юристами нередко допускают врачи.

Также она пояснила, для чего медицинским юристам объединяться в профессиональные сообщества и какие привилегии получают участники АЮМК.

В блоке «Лицензирование медицинской деятельности» медицинский юрист Ангелина Романовская осветила базовые принципы лицензирования для врачей, решивших открыть свою клинику, и обратила внимание на типичные ошибки в подготовке документов. Также спикер отметила тенденцию увеличения числа небольших медорганизаций, открываемых врачами узкого профиля.

В блоке «Управление медицинским бизнесом» выступили генеральный директор «Международного медицинского центра Медикал-Он-Групп» (г. Балашиха, Одинцово, Люберцы) Людмила Морозова, а также эксперт по интернет-маркетингу Валерий Домашенко. Они, в частности, обратили внимание, что к вопросу открытия медицинской организации важно подойти системно: выстраивать идею и структуру продукта еще до обращения за лицензированием, так как многие клинки не выдерживают конкурентной борьбы, санкций, иных внешних неблагоприятных обстоятельств и вынуждены закрываться. Также спикеры отметили, что на начальном этапе крайне важно взаимодействие с грамотной юридической командой, которая позволит минимизировать все возможные правовые риски работы.

Особо актуальным как по количеству вопросов в чате, так и по тематике стал блок «Трудовые отношения с медицинским работником».

Адвокат АП Нижегородской области, к.ю.н. Василий Шавин рассмотрел подробный алгоритм того, как не нужно увольнять медработника в конфликтной ситуации, а также привел примеры из судебной практики, которые помогут избежать типичных ошибок, дорого обходящихся на судебной стадии.

Выступление адвоката АП Калужской области Марии Цыганковой касалось материальной ответственности медработников; директор департамента кадрового консалтинга из Иваново Ольга Еремеева привела алгоритм ведения воинского учета в медицинской организации, а к.ю.н. Наталья Цуркан рассказала о 10 серьезных ошибках при работе с персональными данными. Действительно, тенденция усугубления ответственности в вопросах сбора и обработки персональных данных не оставляет шанса игнорировать эту сферу, тем более что в медицинских организациях работают с персональными данными не только пациентов, но и медработников, на которые распространяются как общие нормы Закона о персональных данных, так и приказы Минздрава России.

В блоке «Работа врача онлайн» юристы Руслан Назипов и Татьяна Чемидова рассказали о том, как врачу юридически безопасно общаться в мессенджерах, давать информационные консультации и запускать онлайн-продукты.

В блоке «Прием пациента» помимо доклада врача – психиатра-нарколога Альфии Галихановой состоялась дискуссия о признаках пациентского экстремизма, а также об эффективных способах решения конфликтов с пациентами. Пластический хирург Максим Венедиктов, окулопластик Даниэль Касанавэ, стоматолог-гнатолог Анастасия Назарова, врач-косметолог Лейла Назарова вместе с президентом АЮМК Ириной Клоповой пришли к нескольким важным ключевым показателям в этом вопросе:

  • первоочередными должны быть человечное отношение к пациенту, четкое соблюдение принципов этики и деонтологии;
  • при наличии конфликтной ситуации важно не бросать пациента, а уметь коммуницировать с ним, даже в ситуации непонимания и агрессии со стороны последнего (здесь важны навыки грамотной коммуникации);
  • залог защиты профессиональных прав врача – четкое соблюдение клинических рекомендаций, стандартов и порядков, как это указано в ст. 37 Закона об основах охраны здоровья граждан;
  • важно уметь грамотно заполнять и оформлять медицинскую документацию, поскольку в суде и следственных органах она будет являться базовым доказательством;
  • защита прав врача в усугубленном конфликте – дело профессионала, здесь надо иметь возможность обратиться к специалисту – переговорщику, медиатору, медицинскому юристу или адвокату, не доводя дело до проигрыша в суде. 

Блок 6 был посвящен экспертизам по делам, связанным с оказанием медицинской помощи. И в медицинских делах (как уголовных, так и гражданских) есть место не только судебно-медицинской экспертизе, о специфике которой рассказали медицинский юрист Виктор Козылбаев, независимый судебно-медицинский эксперт Юрий Кириленков, судебно-медицинский эксперт кафедры судебной медицины и медицинского права Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Эллина Грига, но и экспертизе качества медицинской помощи, специфику которой, а также сферу применения раскрыли к.м.н., врач – акушер-гинеколог, эксперт качества медицинской помощи Росздравнадзора Елена Попенко и к.м.н., доцент ФГБОУ РОСТГМУ МЗРФ, медицинский юрист, эксперт качества медицинской помощи Юлиана Сухая.

Эксперты отметили, что юристу важно уметь готовить дело к судебно-медицинской экспертизе, чтобы получить наиболее полное и исчерпывающее заключение, а также иметь навыки по оспариванию результатов экспертизы, которые юрист по тем или иным причинам считает незаконными. Одно из базовых доказательств в медицинских спорах нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

В блоке «Медиация в здравоохранении» адвокат, медиатор, президент Международной ассоциации медиаторов и адвокатов «МедиаТ» Варсеник Айрапетян и медиатор, врач – психиатр-нарколог Светлана Неплох, к.м.н., медиатор, юрист, член НАМП «Паритет» Яна Стюф поделились мыслями об эффективных способах решения конфликтов между врачами и пациентами, реальности и применимости медиации в медицинских спорах, тактикой взаимодействия различных специалистов на стадии обострения конфликта. Заместитель руководителя Центра медиации при РСПП, архитектор бизнес-партнерств Елена Любовенко отметила важность формирования при создании клиники твердых партнерских отношений, оформленных партнерским соглашением.

Не менее волнующей для представителей медицины была тема проверок органов госконтроля, которую освещали в блоке 8. Так, руководители медицинских организаций зачастую теряются перед внезапно пришедшим проверяющим, не ориентируются, какие документы нужно у них просить, как защититься от перегибов на местах и злоупотребления правом.

Управляющий партнер ООО «Багрова и партнеры» Екатерина Багрова, имеющая 10-летний опыт работы в органах прокуратуры, 8 из которых в ежедневных проверочных мероприятиях, рассказала, какие ошибки не следует допускать при взаимодействии клиники и прокурора, почему не стоит опасаться проверок и как эффективно исправлять ошибки, если они были найдены в результате контрольно-надзорного мероприятия.

Не менее важными являются вопросы антитеррористической безопасности, которые осветил руководитель ГК «Специалист», юрист Владимир Куртаков; вопрос правильной бухгалтерской политики, от ошибок в которой предостерегала руководитель бухгалтерского агентства для клиник Мария Фирсова; а также правильное выстраивание коммуникаций и комфорта для пациентов, о чем рассказала главный врач сети клиник Олеся Султанова.

Полночная сессия блока 8 была посвящена базовым вопросам юридической безопасности в медицинской организации – вопросу корректного и грамотного ведения медицинской документации. Спикерам удалось совместить сразу и медицинские, и юридические критерии в подготовке и оформлении таких документов, как:

  • медицинская карта стационарного больного по новым формам, актуальным с 1 марта 2023 г. (доклад к.м.н., доцента ФГБОУ РОСТГМУ МЗРФ, медицинского юриста, эксперта качества медицинской помощи Юлианы Сухой);
  • информированного добровольного согласия (доклад медицинского юриста, члена АЮМК, АЮР Надежды Николенко);
  • плана лечения (доклад президента АЮМК, адвоката врачей и медицинских организаций Ирины Клоповой);
  • документами контроля за обращением лекарственных средств (доклад медицинского юриста, члена президиума АЮМК Анны Яресько);
  • документами для работы клиники в системе ОМС (доклад медицинского юриста, члена АЮМК Елены Безрук). 

Медицинский юрист Елена Казанкова осветила вопрос оценки судебных перспектив и финансовых рисков в случае несоответствия медицинской документации нормам закона. 

Примечательно, что даже несмотря на ночную трансляцию количество участников не сильно менялось – в том числе потому, что вопросы, которые вошли в блок «Претензия пациента и судебный процесс», были очень актуальными. 

Так, медицинский юрист Елена Казанкова привела алгоритм работы с претензией пациента, который позволит минимизировать судебные издержки; доцент кафедры организации здравоохранения медицинского права КГБОУ ДПО ИПКСЗ Максим Свередюк, медицинские юристы Ольга Рогачёва и Ирина Клопова поделились практикой и аналитикой в области новых подходов в определении суммы компенсации морального вреда, способов минимизации размеров компенсации во время судебного разбирательства, способов оценки рисков, связанных с судом, для клиник. 

Медицинский адвокат, член президиума АЮМК Ася Меньшакова рассказала об уголовно-правовых рисках врача, медицинские юристы Надежда Николенко и Кристина Тарасова – о новых точках контроля в договоре платных медицинских услуг в связи с принятием Постановления Правительства № 736. Медицинский юрист Юлия Желнина рассмотрела акт обследования помещений – основной документ СЭЗ, а медицинский юрист Юлия Цыбаненко – принципы работы с ЕГИСЗ, которая является обязательной для всех медорганизаций. 

В завершение конференции зам. генерального директора ЗАО «Медицинский центр на Коломенском» Иван Фигурин поделился своим видением вопроса организации и поиска одной из основных руководящих фигур в медицинских организациях – главного врача. Действительно, проблема кадрового дефицита руководящего звена сейчас не менее остра, чем первичного. 

Медицинский адвокат Диана Мангутова привела практику работы с отказами пациентам во врачебном приеме на законных основаниях, а юрист Юлия Омельянчук рассказала о том, как организовать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в кинике в 2023 г. 

Безусловно, каждый участник конференции нашел для себя полезный материал, который транслировался в прямом эфире 25 с половиной часов в докладах выступающих. Между тем важно отметить основные мысли и выводы, к которым пришли участники:

  • работа с юристом должна начинаться на этапе планирования медицинского бизнеса. Сначала выстраиваем юридическую безопасность, далее развиваем бизнес – только такие «меры профилактики» помогут минимизировать финансовые риски;
  • залогом успешного результата лечения является установленный на этапе консультации контакт между врачом и пациентом. Пациент и врач должны работать друг с другом, для чего важно уметь выстраивать коммуникацию даже между самыми несговорчивыми на первый взгляд людьми. Техник для реализации данного вопроса – множество;
  • большинство конфликтов можно разрешить в досудебном порядке, при помощи юриста, обладающего навыками медиатора;
  • переговоры в медицине – лучшее решение как для пациента, так и для врача;
  • качественное ведение меддокументации так же важно, как и качественное лечение, поскольку именно меддокументация становится основой для будущих экспертиз и работы в судебном процессе.
Рассказать:
Яндекс.Метрика