×

Необходимы дополнительные разъяснения

Несмотря на то что справка ВС РФ о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение в целом позитивна, на практике имеется много проблем, которые оставлены за пределами ее внимания
Минушкина Анна
Минушкина Анна
Адвокат АП г. Москвы, коллегия адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
Президиумом ВС РФ утверждена справка по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Отмечу, что в настоящее время имеется проблема длительности сроков содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии, в специальном учреждении. Согласно законодательству предельный срок такого содержания не установлен, на практике распространены ситуации, когда, например, гражданин является лицом без гражданства, и у государственных органов просто нет возможности исполнить решение суда о депортации. Из-за наличия этой проблемы Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в ВС РФ с просьбой об обобщении практики по указанной категории дел.

ВС РФ напомнил, что Конституция РФ гарантирует иностранным гражданам определенные права, при этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Также ВС РФ сослался на правовую позицию КС РФ (Определение от 25 сентября 2014 г. № 1830-О), согласно которой сроки содержания иностранного гражданина в специальном учреждении должны быть четко определены.

Согласно действующему законодательству помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок более 48 часов возможно лишь на основании решения суда.

В справке ВС РФ отмечено, что, если ранее ГПК РФ не устанавливал обязательность указания в решении суда конкретных сроков помещения иностранного гражданина в специальное учреждение, КАС РФ (который вступил в силу 15 сентября 2015 г.), напротив, предусматривает необходимость указания в решении суда конкретного срока содержания иностранного гражданина в специальном учреждении. Естественно, это является дополнительной гарантией соблюдения прав иностранных граждан в Российской Федерации.

Проанализировав рассмотренные дела по указанной категории, ВС РФ отметил, что суды не устанавливали длительные сроки помещения иностранного гражданина в специальное учреждение (от нескольких дней до 3 месяцев), в дальнейшем продлевали сроки также не более чем на 3 месяца. Однако в некоторых случаях сроки содержания иностранного гражданина в специальном учреждении составляли и более года.

ВС РФ указал, что затруднения, возникавшие при рассмотрении данной категории дел, вызваны в основном длительностью исполнения компетентными органами условий межправительственных соглашений, сложностями при установлении личности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также пробелами в правовом регулировании отношений, связанных с депортацией и реадмиссией, в том числе на международном уровне.

В связи с этим в справке указано: когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, а уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, наряду с этим отсутствуют данные о том, что  административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.

Действительно, на практике длительное время занимают процесс установления личности, направления запросов, получения соответствующих ответов, организация процедуры депортации, однако, если указанные процедуры занимают более года, следует проверять их эффективность.

ВС РФ также проанализировал основания для отказа в удовлетворении заявления компетентного органа о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение: наличие тяжелого заболевания у иностранного гражданина, требующего постоянного медикаментозного лечения, наличие родственных связей на территории Российской Федерации. При рассмотрении вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специальном учреждении суды отказывали в удовлетворении требования в случае отсутствия достаточных действий компетентного органа при исполнении решения о депортации.

Следует отметить, что решения о депортации чаще всего вторичны. Причиной принятия решений о депортации служит решение о нежелательности пребывания на территории России иностранного гражданина, принятое компетентным органом, чаще Минюстом России, вследствие привлечения иностранного гражданина к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Поэтому обжаловать решение о депортации на основании наличия, например, родственных связей в Российской Федерации бесперспективно, в данном случае иностранному гражданину необходимо обжаловать первичное решение компетентного органа о нежелательности пребывания в России.

Также на практике имеется проблема депортации иностранных граждан, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно. Дело в том, что при освобождении иностранного гражданина условно-досрочно суд в своем постановлении указывает ему на ряд обязанностей, которые он должен выполнять, в частности отмечаться в компетентном органе в определенные сроки на территории Российской Федерации. Однако при освобождении указанный иностранный гражданин получает на руки решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации и, как следствие, решение о депортации. Согласно практике судов общей юрисдикции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории России отменить крайне сложно даже при наличии детей граждан Российской Федерации. Но имеются «прецеденты» отмены решений о депортации на основании того, что иностранный гражданин должен отмечаться в компетентных органах во время действия УДО. Налицо следующая ситуация: решение о депортации отменено судом, но решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации действует, соответственно, иностранный гражданин в Российской Федерации пребывает законно, с одной стороны, (решение о депортации отменено) и незаконно, с другой стороны, (так как действует решение о нежелательности пребывания, принятое Минюстом России).

Также имеются случаи, когда Минюстом России в отношении иностранного гражданина принимается решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, например на 8 лет (за совершение тяжкого преступления), однако вследствие невозможности исполнения решения о депортации и длительности нахождения в специальном учреждении суды более не продлевают срок нахождения указанного иностранного гражданина в специальном учреждении. В результате иностранного гражданина освобождают, но он не имеет законных оснований для нахождения на территории России. В данном случае, как показывает практика, указанного гражданина привлекают к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ и назначают ему наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации путем принудительного и контролируемого перемещения указанного гражданина и лица без гражданства через государственную границу Российской Федерации с содержанием в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Рассказать:
Яндекс.Метрика