В 2022 г. вступили в действие изменения1 в КоАП РФ, нацеленные на обеспечение развития отечественной экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее – законы № 70-ФЗ и № 290-ФЗ). Данные изменения призваны уменьшить административную нагрузку на малый и средний бизнес.
Так, Закон № 70-ФЗ (вступил в силу 6 апреля 2022 г.) содержит нормы, которые направлены на:
- увеличение количества случаев назначения административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа (ч. 3 ст. 3.4 КоАП);
- уменьшение размера назначаемого штрафа вследствие возможности соединения дел об административных правонарушениях (ч. 5 ст. 4.4 КоАП);
- ограничение случаев одновременного привлечения к административной ответственности юридического лица и его генерального директора (ч. 4, 5 ст. 2.1 КоАП);
- снижение размера административного штрафа для отдельных категорий юрлиц (ст. 4.1.2 КоАП).
Закон № 290-ФЗ (вступил в силу 25 июля 2022 г.) содержит нормы, направленные на:
- увеличение количества случаев назначения административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа (ч. 3 ст. 3.4 КоАП);
- увеличение собираемости штрафов вследствие возможности их оплаты в размере 50% от назначенного (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП).
В пояснительных записках к соответствующим законопроектам отмечалось, что в КоАП отсутствуют регламентация достаточной реализации принципа замены штрафа предупреждением, а также дифференциация размеров назначаемых штрафов в зависимости от масштабов бизнеса. В связи с этим указанные законы приняты с целью либерализации административной ответственности в области предпринимательской деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту № 4801602-8 (недавно отклонен Госдумой) были проанализированы 17 наиболее часто применяемых норм КоАП в отношении субъектов предпринимательской деятельности: (ст. 5.27, 6.3, 6.4, 7.32, 15.12, 15.33, 15.33.1, 16.2, 16.16, 16.19, 17.7, 18.15–18.17, 19.4.1, 19.5 и 19.6). В проекте отмечалось, что сумма штрафов по указанным статьям Кодекса в 2022 г. составляет 8 млрд руб.
На основе опубликованной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2023 г.2 можно проанализировать, как применяются новые нормы, либерализующие административную ответственность субъектов предпринимательской деятельности, уменьшается ли административная нагрузка на малый и средний бизнес, увеличивается ли собираемость штрафов. За основу анализа были взяты показатели как по всем составам правонарушений, так и по 17 «массовым» составам в отношении юридических лиц, проанализированных в пояснительной записке к законопроекту № 4801602-8 (далее – 17 составов).
Назначение административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа (ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП)
По логике законодателя, в процентном отношении предупреждений в связи с нововведениями должно назначаться больше, однако, если проанализировать количество назначенных предупреждений судами первой инстанции по всем делам об административных правонарушениях, – в 2023 г. их назначено почти на 4% меньше, чем в 2022 г. (в 2022 г. предупреждений по отношению ко всему количеству дел об административных правонарушениях было назначено 10,22%, в 2023 г. – 6,37%).
Таким образом, несмотря на изменение законодательства, административных наказаний в виде предупреждения судами, рассматривающими дела по первой инстанции, стало назначаться меньше. Однако стоит отметить, что если рассматривать 17 составов правонарушений, то в этих делах предупреждения стали назначаться на 3% чаще. Это свидетельствует о том, что принятые законопроекты в некоторой степени снижают административную нагрузку на предпринимателей.
В целом можно констатировать, что суды не так активно применяют норму о замене административного штрафа предупреждением, поскольку для применения нормы необходимо соблюдение определенных условий. Особенно критически суды относятся к условию «отсутствует угроза причинения вреда», считая, что практически во всех случаях такая угроза имеется3.
Ограничения одновременного привлечения к административной ответственности юрлица и его директора за одно и то же нарушение (ч. 4, 5 ст. 2.1 КоАП)
В 2022 г. по первой инстанции было рассмотрено 7 381 293 дела, из них в отношении юридических лиц – 168 654, в отношении должностных лиц – 1 214 891. В 2023 г. по первой инстанции рассмотрено 6 140 232 дела, из них в отношении юрлиц – 132 660, в отношении должностных лиц – 980 470.
Как видно из показателей, соотношение количества дел в отношении юридических лиц и должностных лиц практически не изменилось.
Если проанализировать аналогичное соотношение по 17 составам правонарушений, то в 2023 г. должностных лиц привлекали к административной ответственности чаще. Однако объяснить причины таких статистических показателей сложно, поскольку нормы ч. 4 и 5 ст. 2.1 КоАП на практике практически не применяются, вследствие чего доказать, что юрлицом были приняты все меры для предотвращения совершения административного правонарушения, практически невозможно4.
Объединение дел об административном правонарушении и назначение наказания как за одно нарушение (ч. 4, 5 ст. 4.4 КоАП)
Объединенных дел об административном правонарушении в 2023 г. стало меньше и по количественному показателю, и в процентах, причем как по всем составам КоАП, так и по 17 указанным.
Думаю, это связано с тем, что в 2023 г. появилась «отрицательная» практика Верховного Суда по данному вопросу5, поэтому объединение дел в отчетном году по сравнению с предшествующим годом поменялась в «худшую» для юридических лиц сторону.
Уменьшение размера штрафа социально ориентированным организациям и субъектам малого и среднего бизнеса (ст. 4.1.2 КоАП)
Для анализа применения данной нормы (с апреля 2022 г.) требуется в первую очередь рассчитать размер штрафа на одно дело об административном правонарушении, по которому назначено такого вида наказание.
По логике законодателя данный размер должен уменьшиться (в 2023 г. норма применялась целый год, в 2022 г. – с апреля), однако если рассматривать все составы административных правонарушений, то сумма среднего штрафа, назначенного при рассмотрении дела по первой инстанции, незначительно, но выросла. Если анализировать 17 составов КоАП, то в 2022 г. административный штраф был назначен в 163 412 случаях в общем размере 8 532 126 927 руб., в 2023 г. – в 113 234 случаях в общем размере 6 664 356 543 руб. Несмотря на то что сумма штрафа в общем количестве назначенного наказания в 2023 г. меньше, чем в 2022 г., размер штрафа в расчете на одно дело в 2023 г. вырос более чем на 6000 руб.
Стоит отметить, что практика применения данной нормы ст. 4.1.2 Кодекса окончательно сформировалась только в 2024 г. с принятием Верховным Судом решений, разъясняющих данную норму6.
Возможность уплаты административного штрафа в размере 50% (ст. 1.3-3 и 32.2 КоАП)
Согласно пояснительной записке к законопроекту № 127003-8 данное новшество направлено на увеличение собираемости штрафа, поэтому результатом анализа статистических показателей логично должно стать увеличение процентного соотношения оплаченных административных штрафов к назначенным.
Если рассматривать все составы КоАП, то в 2022 г. было оплачено 23% от назначенных штрафов (в расчет берется только столбец № 29). В 2023 г. данный показатель составил 11,89%. Если исследовать 17 составов КоАП, то результаты следующие: 2022 г. – 11,89%, 2023 г. – 13,69%. Из данного анализа можно сделать вывод, что норма работает не так, как хотелось бы. На мой взгляд, это связано с тем, что многим предпринимателям неизвестно о возможности уплаты 50% от назначенного штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления.
Назначение наказания в виде штрафа в размере меньше минимума (ст. 4.1 КоАП)
В 2023 г. норму ст. 4.1 КоАП суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях по первой инстанции, стали применять реже, чем в 2022 г. Это касается как всех составов, так и 17 указанных. При этом, что касается последних – разница очевидна. Полагаю, такое изменение в применении ст. 4.1 Кодекса обусловлено в первую очередь тем, что суды начали применять новые вступившие в силу в 2022 г. нормы, направленные на снижение административной нагрузки.
На основе общих статистических данных Судебного департамента ВС РФ можно заключить, что несмотря на уменьшение количества дел об административных правонарушениях – как в общем, так и в отношении предпринимателей (возможная причина – введенный мораторий на проверочные мероприятия) – размер среднего административного штрафа на одно дело в 2023 г. по сравнению с 2022 г. увеличился.
Практика применения норм, снижающих административную нагрузку на предпринимателей, до конца не сформирована. Думается, что по результатам анализа статистики за 2024 г. можно будет сделать более существенные выводы.
1 Федеральные законы от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и от 14 июля 2022 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”».
2 См. «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» № 1-АП.
3 См., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 января 2023 г. № 309-ЭС22-16836 по делу № А60-25785/2021.
4 Например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 29 сентября 2023 г. № 306-ЭС23-10062 по делу № А55-14038/2022.
5 Например, Определение от 7 июня 2023 г. № 74-АД-23-8К9.
6 См., в частности, определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 24 января 2024 г. № 309-ЭС23-17936 по делу № А34-20665/2021 и от 18 марта 2024 г. № 305-ЭС23-16928 по делу № А40-260137/2022.