×
Дорошенко Мария
Дорошенко Мария
СЕО Legal Pics

Юридическая грамотность и правовая культура – где кроются ключи к всеобщему пониманию? В растущем информационном потоке многим людям все тяжелее воспринимать сложные массивы текста, вникать в правовые тонкости и нюансы. Для передачи ключевых юридических сообщений в доступной и интуитивной для непрофессионального пользователя форме все активнее применяется юридический дизайн – он с помощью различных инструментов визуализации и работы с текстом помогает преподнести сложную правовую информацию в понятном формате. Юридический дизайн – это сочетание юридической экспертизы, компетенций в сфере дизайна и современных коммуникаций. Ключевыми составляющими подходами являются инклюзивность, эмпатия и дизайн-мышление.

В российском правовом поле развитие юридического дизайна неизбежно проходит этапы становления, которые уже пройдены в странах, где данный инструмент используется не первый год (изначально подход возник в Стэнфордской лаборатории дизайн-мышления, а затем из Великобритании распространился на страны Скандинавии и далее по миру). С одной стороны, это и самоограничения в формах выражения, и поиск всеобъемлющего определения понятия «юридический дизайн», и концептуальная критика со стороны консервативно настроенной части профессионального сообщества. С другой – юридический дизайн помогает сделать документ более понятным и снизить тем самым риски издержек, необоснованных исков и т.д. В целом условия развития юридического дизайна нельзя назвать благоприятными. В связи с этим каждая задача, при решении которой применяется юридический дизайн, является вызовом для исполнителя. В текущих обстоятельствах, когда практика применения юридического дизайна только начинает формироваться, каждое решение уникально.

Читайте также
ФПА возобновила цикл вебинаров
Участникам рассказали о составлении заключений по уголовным делам, процессуальных аспектах обжалования в КС, а также раскрыли особенности составления процессуальных документов с использованием когнитивных техник
04 октября 2021 Новости

Задача юридического дизайна – сделать документ доступнее для адресата. Это касается в первую очередь определения формата подачи больших объемов информации. В подобных случаях возникает вопрос не только о создании качественного текста, структуры документа, использовании визуальных приемов, но и о поиске оптимальной «упаковки» информации так, чтобы «путь» пользователя сводился к нескольким шагам. Даже в коммуникации «юрист – юрист» автор документа рискует остаться непонятым или не услышанным (в суде), если документ будет требовать от читающего больших временных ресурсов, чем он готов уделить.

В ситуации, когда юрист дополнительно обременен необходимостью отвечать на входящие запросы, поддерживать коммуникацию с клиентами, решение должно быть максимально эргономичным и эффективным, особенно в нетипичных ситуациях, когда речь идет о коммуникации с пользователем в тревожном и растерянном состоянии. С такой ситуацией, в частности, столкнулись юристы Legal Pics, работая над проектом благотворительного фонда «Подари жизнь». В фонд ежедневно обращаются граждане по юридическим вопросам с большим разбросом по темам (начиная от консультации по оформлению больничного листа, заявки на помощь, до информации о том, как выявить мошенников, действующих под маской благотворительных организаций).

Совместно с юристами фонда мы сгруппировали вопросы по типам и разработали структуру материала, а также алгоритм, интуитивно доступный пользователю. Помимо этого каждый блок вопросов сопровождался визуальным контекстом, над которым отдельно работали иллюстраторы. Комплексный подход позволил получить сервис юридической поддержки, цель которого – разгрузить юристов Фонда от повторяющихся запросов для возможности адресной работы по нетипичным и особо сложным случаям.

Ключевой проблемой при выполнении таких задач является донесение важной юридической информации не только в доступном формате, но и абсолютно точно и однозначно. Отдельная работа была проведена по составлению алгоритмов поиска разрешения конкретных жизненных ситуаций. В частности, после получения ответа на несколько вопросов сервис предоставляет пользователю релевантную информацию относительно его обращения.

Выбор конкретного решения для работы с большим объемом сложной юридической информации всегда индивидуален. Применение готовых шаблонов недопустимо. Юридический дизайн – это «функционирование текста», что невозможно без учета цели документа. Так, одни и те же решения не подойдут для структурирования юридических процессов благотворительной организации, где необходимо выстроить коммуникацию «юрист – не юрист», и для крупной компании, в которой из-за плохо отлаженной внутренней правовой вертикали процветают бюрократические издержки.

В диалоге юридического сообщества уже сегодня участвуют профессиональные коммуникаторы (специалисты по связям с общественностью) и дизайнеры. Становится очевидным, что юридический дизайн в России будет иметь собственную форму и адаптироваться под запрос отечественного потребителя. О специфике юридического дизайна в зависимости от региона свидетельствует и опыт коллег из других стран, где подача юридически важного текста допускается даже в форме подкаста.

Действительно, ограничение форм решений замедляет развитие юридического дизайна в целом. Выбранный прием должен отвечать всего двум целям:

  • сделать документ более доступным для адресата;
  • не допустить нивелирования юридически однозначного толкования материала.

В заключение добавлю, что сегодня в России активно развивается культура юридического дизайна. Потребность в точной и емкой коммуникации в адаптивном и комфортном (как по содержанию, так и по форме) для пользователей виде закладывает «фундамент» нового юридического мышления, позволяющего решать важные задачи гуманитарной и социокультурной миссии, безбарьерного и инклюзивного правового поля.

Этот и другие вопросы будут обсуждаться на конференции «Distant & Digital – 2021», которая пройдет 28–29 октября в Москве.

Рассказать:
Другие мнения
Хабинский Михаил
Хабинский Михаил
Генеральный директор юридической компании ООО «Протектор», член Ассоциации юристов России
Изменения потребностей клиентов на рынке юридических услуг
Юридический рынок
Ключевые аспекты, которые стоит учесть юристам и юрфирмам
30 января 2025
Елуферьева Мария
Елуферьева Мария
Консультант по построению юридического бизнеса
Не допустить профессионального «выгорания»
Юридический рынок
Способы нематериальной мотивации сотрудников юридических департаментов
16 августа 2024
Артамонов Николай
Артамонов Николай
Основатель агентства «Отличности»
Особенности брендинга юридической компании
Юридический рынок
Ключевые этапы формирования и поддержания бренда
26 июля 2024
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»
Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения
Юридический рынок
Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
26 сентября 2022
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Яндекс.Метрика