Юридическая грамотность и правовая культура – где кроются ключи к всеобщему пониманию? В растущем информационном потоке многим людям все тяжелее воспринимать сложные массивы текста, вникать в правовые тонкости и нюансы. Для передачи ключевых юридических сообщений в доступной и интуитивной для непрофессионального пользователя форме все активнее применяется юридический дизайн – он с помощью различных инструментов визуализации и работы с текстом помогает преподнести сложную правовую информацию в понятном формате. Юридический дизайн – это сочетание юридической экспертизы, компетенций в сфере дизайна и современных коммуникаций. Ключевыми составляющими подходами являются инклюзивность, эмпатия и дизайн-мышление.
В российском правовом поле развитие юридического дизайна неизбежно проходит этапы становления, которые уже пройдены в странах, где данный инструмент используется не первый год (изначально подход возник в Стэнфордской лаборатории дизайн-мышления, а затем из Великобритании распространился на страны Скандинавии и далее по миру). С одной стороны, это и самоограничения в формах выражения, и поиск всеобъемлющего определения понятия «юридический дизайн», и концептуальная критика со стороны консервативно настроенной части профессионального сообщества. С другой – юридический дизайн помогает сделать документ более понятным и снизить тем самым риски издержек, необоснованных исков и т.д. В целом условия развития юридического дизайна нельзя назвать благоприятными. В связи с этим каждая задача, при решении которой применяется юридический дизайн, является вызовом для исполнителя. В текущих обстоятельствах, когда практика применения юридического дизайна только начинает формироваться, каждое решение уникально.
Задача юридического дизайна – сделать документ доступнее для адресата. Это касается в первую очередь определения формата подачи больших объемов информации. В подобных случаях возникает вопрос не только о создании качественного текста, структуры документа, использовании визуальных приемов, но и о поиске оптимальной «упаковки» информации так, чтобы «путь» пользователя сводился к нескольким шагам. Даже в коммуникации «юрист – юрист» автор документа рискует остаться непонятым или не услышанным (в суде), если документ будет требовать от читающего больших временных ресурсов, чем он готов уделить.
В ситуации, когда юрист дополнительно обременен необходимостью отвечать на входящие запросы, поддерживать коммуникацию с клиентами, решение должно быть максимально эргономичным и эффективным, особенно в нетипичных ситуациях, когда речь идет о коммуникации с пользователем в тревожном и растерянном состоянии. С такой ситуацией, в частности, столкнулись юристы Legal Pics, работая над проектом благотворительного фонда «Подари жизнь». В фонд ежедневно обращаются граждане по юридическим вопросам с большим разбросом по темам (начиная от консультации по оформлению больничного листа, заявки на помощь, до информации о том, как выявить мошенников, действующих под маской благотворительных организаций).
Совместно с юристами фонда мы сгруппировали вопросы по типам и разработали структуру материала, а также алгоритм, интуитивно доступный пользователю. Помимо этого каждый блок вопросов сопровождался визуальным контекстом, над которым отдельно работали иллюстраторы. Комплексный подход позволил получить сервис юридической поддержки, цель которого – разгрузить юристов Фонда от повторяющихся запросов для возможности адресной работы по нетипичным и особо сложным случаям.
Ключевой проблемой при выполнении таких задач является донесение важной юридической информации не только в доступном формате, но и абсолютно точно и однозначно. Отдельная работа была проведена по составлению алгоритмов поиска разрешения конкретных жизненных ситуаций. В частности, после получения ответа на несколько вопросов сервис предоставляет пользователю релевантную информацию относительно его обращения.
Выбор конкретного решения для работы с большим объемом сложной юридической информации всегда индивидуален. Применение готовых шаблонов недопустимо. Юридический дизайн – это «функционирование текста», что невозможно без учета цели документа. Так, одни и те же решения не подойдут для структурирования юридических процессов благотворительной организации, где необходимо выстроить коммуникацию «юрист – не юрист», и для крупной компании, в которой из-за плохо отлаженной внутренней правовой вертикали процветают бюрократические издержки.
В диалоге юридического сообщества уже сегодня участвуют профессиональные коммуникаторы (специалисты по связям с общественностью) и дизайнеры. Становится очевидным, что юридический дизайн в России будет иметь собственную форму и адаптироваться под запрос отечественного потребителя. О специфике юридического дизайна в зависимости от региона свидетельствует и опыт коллег из других стран, где подача юридически важного текста допускается даже в форме подкаста.
Действительно, ограничение форм решений замедляет развитие юридического дизайна в целом. Выбранный прием должен отвечать всего двум целям:
- сделать документ более доступным для адресата;
- не допустить нивелирования юридически однозначного толкования материала.
В заключение добавлю, что сегодня в России активно развивается культура юридического дизайна. Потребность в точной и емкой коммуникации в адаптивном и комфортном (как по содержанию, так и по форме) для пользователей виде закладывает «фундамент» нового юридического мышления, позволяющего решать важные задачи гуманитарной и социокультурной миссии, безбарьерного и инклюзивного правового поля.
Этот и другие вопросы будут обсуждаться на конференции «Distant & Digital – 2021», которая пройдет 28–29 октября в Москве.