×

Саморегулирование рекламной отрасли – дополнительная защита прав потребителей

Преимущества саморегулирования однозначно перевешивают недостатки

Первые упоминания о саморегулировании рекламной индустрии можно найти в истории Великобритании 1880-х гг., однако наиболее активное развитие оно получило в XX в. с появлением первых организаций в сфере рекламы. С трансформацией экономики изменился и подход к саморегулированию рекламы: в настоящий момент многие страны (в частности, Великобритания, США, страны ЕС, Индия, Южная Африка) считают его эффективным. Вместе с тем в России саморегулирование рекламы только формируется.

На международном уровне в рекламной сфере действуют крупнейшие международные организации:

  • Международная торговая палата (МТП)1, членами которой являются тысячи предприятий, представляющие различные отрасли экономики и регионов мира. МТП выступает одним из основных субъектов нормотворчества в области маркетинга и рекламы: в 1937 г. был принят первый Кодекс рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП, а в дальнейшем разработаны различные рекомендации и руководства в области рекламы (например, Руководство МТП по ответственному маркетингу в области алкоголя и др.);
  • Европейский Альянс по стандартам в рекламе (European Advertising Standards Alliance, EASA), образованный в 1992 г., объединяет саморегулируемые организации (28 стран, включая Россию в статусе наблюдателя), представителей рекламной индустрии, а также цифровые платформы (в настоящий момент Google)2. Альянс разрабатывает принципы, стандарты и правила рекомендательного характера, проводит консультации по вопросам разработки кодексов национальными саморегулируемыми организациями, контролирует их соблюдение, а также участвует в рассмотрении обращений в рамках Системы рассмотрения «трансграничных» жалоб;
  • под эгидой EASA в 2008 г. был создан Международный совет по саморегулированию рекламы (ICAS)3, который позднее стал автономной организацией. Совет осуществляет активную просветительскую деятельность и регулярно публикует отчеты, медиа-релизы, статистический анализ, а также выпускает Международный справочник о саморегулируемых организациях в сфере рекламы4.

Рассмотрим санкции и иные средства воздействия, которые EASA рекомендует к применению национальными саморегулируемыми организациями при рассмотрении споров о рекламе:

  • публикация решения о несоответствии рекламы установленным стандартам (так называемое name and shame). Этот вид санкции налагается за незначительные нарушения – например, нефункционирующие ссылки, использование вводящих в заблуждение формулировок;
  • рассылка Ad-Alert, реализуемая EASA. Указанное уведомление информирует заинтересованные стороны о действиях недобросовестного рекламодателя. Оно также рассылается всем членам EASA и иным уполномоченным структурам, связанным с индустрией рекламы. Наименования организаций, допустивших нарушения, не поступают в общий доступ и рассылаются заинтересованным лицам адресно, однако деперсонифицированные результаты рассмотрения обращений публикуются на сайте EASA;
  • удаление знака «достоин доверия»5, который присваивается Европейским альянсом интерактивной цифровой рекламы. Применяется к нарушениям, допущенным предпринимателями, – например, в области безопасности данных, сегментации рекламы и др.;
  • передача обращения на рассмотрение уполномоченного органа в случаях, когда нарушитель отказывается сотрудничать, а также если нарушения носят серьезный характер и влекут юридическую ответственность.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим рекламную индустрию в РФ, является принятый в 2006 г. Закон о рекламе, исходя из норм которого можно выделить признаки саморегулируемой организации:

  • она призвана объединять рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц;
  • ее цели – представительство и защита интересов членов СРО, разработка требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечение контроля их выполнения;
  • особая организационная правовая форма – ассоциация, союз или некоммерческое партнерство;
  • нормы, разрабатываемые СРО, адресованы исключительно ее членам и являются обязательными только для них. Соответственно, контроль саморегулируемой организацией распространяется лишь на ее членов.

В феврале 2020 г. на общественное обсуждение был вынесен разработанный ФАС России проект поправок в законы о рекламе и о саморегулируемых организациях (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы). В нем регламентирован порядок наделения саморегулируемой организации правосубъектностью (она будет обусловлена необходимостью подписания соглашения о выполнении функций с ФАС), порядок рассмотрения СРО споров, связанных с нарушением законодательства о рекламе, а также нормы об основных органах СРО и порядке их формирования. В Правительство РФ проект пока не направлен. На наш взгляд, указанные в законопроекте положения могли бы оказать положительное влияние на статус СРО в области рекламы и стимулировать развитие саморегулирования в целом.

Первой в России СРО в области рекламной деятельности является Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (создан в 2018 г.). Совет рассматривает обращения, поступающие, как правило, от региональных органов ФАС или Комитета по печати и взаимодействию со СМИ правительства г. Санкт-Петербурга (так, за 2020 г. было рассмотрено порядка 150 запросов), а также осуществляет мониторинг соцсетей, выявляя нарушения. Например, СРО был изучен рекламный видеоролик лекарственного безрецептурного препарата, который распространялся в соцсети Instagram в стиле бардовской песни с демонстрацией упаковки лекарства. «Рекламный совет» пришел к выводу, что такая реклама нарушает требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, так как в ней отсутствует предупредительная надпись для потребителей.

Посредством сайта «Рекламного совета» можно направить жалобу на конкретную рекламу, которая, по мнению заявителя, оскорбляет потребителей или вводит в заблуждение.

Рекламный совет быстро развивается. В перспективе это поможет сформировать доверительное отношение бизнес-сообщества и потребителей к саморегулируемой организации, что позволит снять нагрузку по рассмотрению жалоб на рекламу с ФАС и перейти к формату «сорегулирования», а именно – к разделению полномочий по регулированию отрасли между саморегулируемой организацией и ФАС. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в ходе круглого стола Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы подчеркивал, что механизм саморегулирования в России позволит обеспечить внутренний и внешний контроль путем взаимного диалога госрегулятора и бизнеса.

Саморегулированию рекламы присущи как преимущества, так и недостатки.

Среди безусловных преимуществ можно выделить:

  • снижение административной нагрузки на госорганы, ответственные за рассмотрение обращений в сфере рекламы;
  • повышение доверия потребителей к процедуре рассмотрения их обращений;
  • снижение издержек, связанных с разрешением споров.

Многие представители бизнеса в России полагают, что саморегулирование создает дополнительные обременения для предпринимательской деятельности. Внедрение стандартов и правил в области саморегулирования рекламной индустрии влечет дополнительные затраты, связанные в том числе с необходимостью приведения деятельности в соответствие с установленными требованиями. Также возникает обязанность исполнять решения саморегулируемых организаций по результатам рассмотрения жалоб. Однако, на наш взгляд, преимущества саморегулирования рекламной отрасли однозначно перевешивают недостатки.

Нельзя забывать, что успешность саморегулирования зависит от ряда обстоятельств, в том числе уровня развития рынка рекламы, а также готовности всех участников таких правоотношений к саморегулированию отрасли. Полагаем, дальнейшее развитие механизма саморегулирования рекламной индустрии в России стоит начать с проведения различного рода исследований, чтобы изучить готовность бизнес-сообщества участвовать в саморегулировании, выяснить его мнение относительно эффективности такого механизма. Аналогичные исследования и опросы целесообразно, на наш взгляд, провести и среди потребителей.

Поскольку саморегулируемые организации состоят, как правило, из представителей рекламной индустрии, их активная деятельность будет способствовать укреплению доверия со стороны потребителей и, следовательно, продвижению товаров и услуг основных «игроков» рынка. Также появится возможность влиять на нормотворческую деятельность, отстаивая интересы бизнеса и помогая решать спорные вопросы при рассмотрении законодательных инициатив. 

Читайте также
ВС разъяснил, как определять контролирующий работу СРО орган, если он не определен властями
Суд указал, что в такой ситуации именно сфера деятельности членов саморегулируемой организации будет ключевой для определения уполномоченного органа, осуществляющего контроль за ее работой
16 Февраля 2022 Новости

Кроме того, функционирование саморегулируемых организаций поможет создать дополнительный уровень защиты прав и интересов потребителей, наряду с действующим законодательным регулированием. Рассмотрение обращений представителями профессионального сообщества, обладающими специальными знаниями и опытом в области рекламы, позволит достичь высокого качества и эффективности, а потребители получат быстрый, недорогой по сравнению с судебным процессом (рассмотрение обращений саморегулируемыми организациями бесплатно) и эффективный механизм рассмотрения жалоб на недобросовестную рекламу6.

Таким образом, полагаем, что саморегулирование – наиболее оптимальный и гибкий способ регулирования отношений в сфере рекламы, который помогает учесть интересы всех участников.


1 англ. International Chamber of Commerce, ICC.

2 Информация представлена по состоянию на февраль 2021 г.

3 англ. International Council for Advertising Self-Regulation, ICAS.

4 англ. Global Factbook of Advertising Self-Regulatory Organizations.

5 Англ. Trust Seal.

6 Fabrice Desmarais. New Zealand Law for Marketers (pp. 515–545). Edition: 2014Chapter: 9Publisher: Lexis NexisEditors: R. Varey

Рассказать:
Другие мнения
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 Октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 Июля 2020
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат АП Московской области, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры», председатель Международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права»
Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Юридический рынок
Механизм взаимодействия с госорганами требует оптимизации
20 Апреля 2020
Абуков Григорий
Абуков Григорий
Председатель Профессионального союза адвокатов России, адвокат АП г. Москвы
Не панацея, а стандартизированное решение для оценки квалификации сотрудников
Юридический рынок
Какие задачи призван решить проект профстандарта «Юрист»
09 Апреля 2020
Сокуренко Валерий
«Гонорар успеха»: новеллы закона и судебной практики
Юридический рынок
Почему для юриста-неадвоката предпочтительна цессионная модель соглашения
11 Марта 2020
Комракова Анна
Комракова Анна
Генеральный директор сервиса «Право требования»
«Третья сторона»
Юридический рынок
Преимущества и недостатки судебного инвестирования для адвокатов и других юристов
20 Декабря 2019
Яндекс.Метрика