Преступления, совершаемые сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении заключенных, в России носят латентный характер. Эффективное предотвращение пыток в УИС предполагает реализацию двух элементов: во-первых, установление открытости исправительных учреждений – они должны подлежать независимому контролю (проверки, посещения) и надзору; во-вторых, тщательное законодательное регулирование. Национальное законодательство должно предусматривать нормы, – в том числе имплементированные из международных актов, – устанавливающие стандарты отношения к заключенным в колониях и запрет пыток, определяющие механизмы защиты осужденных, гарантирующие, в частности, беспрепятственные контакты с адвокатами1.
В общем виде задачи, которые должны быть решены путем реформирования законодательства об уголовно-исполнительной системе, можно поставить следующим образом: установление доступного и эффективного механизма подачи жалоб на нарушения в колониях, в частности на пытки; обеспечение беспрепятственного, незамедлительного доступа к бесплатной юридической помощи и юридическому сопровождению; тщательное расследование случаев пыток или иного неправомерного обращения; неотвратимость наказания лиц, нарушивших закон и применивших силу по отношению к заключенным.
Усиление ответственности за недопуск адвокатов к заключенным и пытки в колониях не поможет
В последнее время участились случаи злоупотреблений со стороны сотрудников учреждений исправительной системы. При этом российская УИС не предусматривает участия в работе действительно независимых контролирующих органов. Единственным источником информации о реальной ситуации в колонии является адвокат, который имеет право встречаться со своим доверителем наедине и конфиденциально. Потому именно адвокаты и адвокатские образования должны выступить с предложением о реформировании законодательства, с тем чтобы привлечь к этой проблеме внимание широкой общественности.
Недавно фонд «Общественный вердикт» выступил с инициативой создания коалиции «Без пыток». Это объединение адвокатов, правозащитных организаций, экспертов и медиа предложило «срочные меры», которые направлены на реформирование УИС, призванное привести к прекращению пыток в колониях.
Особо важной нам представляется мера, касающаяся исключения на практике препятствий встречам заключенного с защитником. Представляется, что этому поможет внесение изменений в законодательство – в ч. 4 ст. 89 УИК РФ. Эта норма предусматривает, что свидание с адвокатом наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания предоставляется лишь по заявлению заключенного. Мы предлагаем изложить ч. 4 ст. 89 УИК РФ в следующей редакции: «Для получения юридической помощи осужденным в любое время и без предварительного уведомления администрации УИС предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания». Исключение из статьи упоминания о заявлении осужденного позволит ему получать юридическую помощь немедленно и беспрепятственно. Отметим, что вице-президент АП Чувашской Республики Владимир Арапов ранее изложил аналогичное предложение в публикации «Адвокаты могут помочь реформировать УИС».
Вторая важная мера, предложенная коалицией, касается установления гарантий доступа защитника заключенного к видеозаписям колонии. При этом необходимо, чтобы видеорегистраторы работали независимо от желания администрации УИС. Хранилище информации следует вынести за пределы колоний: записи должны транслироваться напрямую в региональное управление ФСИН, либо, например, возможно создание в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций соответствующего ведомства или оперативной службы, которая будет отслеживать нарушения. У сотрудника УИС не должно быть технической возможности сломать видеорегистратор, подчистить или уничтожить запись. Важно записывать все происходящее в колонии. И если есть жалоба со стороны заключенного или его представителя, но отсутствует видеозапись, сотрудники администрации колонии должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
В то же время нам не представляется целесообразной мера, касающаяся повышения ответственности для сотрудников колоний за препятствование в допуске адвокатов к заключенным. Повышение ответственности, в том числе и за применение пыток к заключенным, не сможет решить проблему. Более значима не жесткость санкции, а неотвратимость наказания. При решении данной проблемы может быть полезна централизация управления, в том числе упомянутыми видеорегистраторами, извне. В то же время необходимо изменить отношение администрации к заключенным и повысить уровень правовой культуры. Об этом говорит и Ассоциация по предупреждению пыток, утверждающая, что важной мерой является не только установление контроля за администрацией колоний, но и проведение тренингов, учений для сотрудников УИС.
Адвокатам нужно дать полномочия представителей общественных советов
Считаем целесообразным ввести ряд дополнительных предложений к обозначенным мерам.
1. Необходимо укрепить право адвоката являться для оказания юридической помощи заключенному в рамках уголовно-исполнительного процесса. Можно предусмотреть централизованные выезды, т. е. наделить адвокатов, как и представителей общественных советов, полномочиями раз в месяц появляться в колониях и проводить конфиденциальные беседы наедине с заключенными. Таким образом, должен появиться канал «под прикрытием адвокатской тайны», который поможет передавать сообщения о нарушениях в колонии в независимые государственные органы, например в прокуратуру. Сейчас реально действующего канала информирования о нарушениях нет. Заключенные обычно не жалуются, а даже если и решаются на это, то все жалобы проходят через администрацию.
2. Требуется разрешить адвокатам пронос средств фото- и видеофиксации в колонии, а также в СИЗО и закрепить данную норму в УИК РФ.
3. Необходимо усилить гарантии получения информации адвокатами о нарушениях со стороны сотрудников колонии и усовершенствовать механизм рассмотрения обращений заключенных. Среди недостатков этого механизма можно отметить затягивание процесса рассмотрения жалоб; нарушение законодательных правил об отсутствии цензуры; недостаточную беспристрастность должностных лиц, ответственных за рассмотрение обращений; крайне низкую частоту подачи жалоб на пытки в колониях в связи с запугиванием заключенных.
Нам представляется целесообразным разработать методические рекомендации, разъясняющие порядок проверки обращений заключенных о применении насилия. В них можно было бы включить требования об обязательном конфиденциальном опросе заявителя и свидетелей; об установлении судебно-медицинского освидетельствования заключенного не позднее, чем на следующий день после подачи жалобы; о передаче акта о наличии у заключенного телесных повреждений не только ему, но и его адвокату с целью предотвращения уничтожения доказательств применения насилия. Важно также предусмотреть незамедлительный допуск к заявителю лица, оказывающего правовую помощь. Такую меру можно реализовать, например, путем создания во всех отделениях Следственного комитета специальных отделов, которые будут заниматься случаями применения пыток со стороны должностных лиц.
Кроме того, ответы на адвокатские запросы по поводу здоровья заключенного даже при отсутствии жалобы со стороны последнего должны даваться немедленно. Напомним, что Совет по правам человека выступил с предложением о разработке инструкции о порядке ознакомления заинтересованных лиц, в том числе адвокатов, с медицинской документацией заключенных. Полагаем, что эта инициатива должна найти отражение в УИК РФ.
4. Необходимо уделять внимание не только пыткам заключенных в колониях, но и отношению сотрудников СИЗО к подозреваемым и обвиняемым. Важно еще на досудебном этапе обеспечить беспрепятственный доступ адвоката к задержанному, поскольку часто насилие применяется именно в первые дни заключения. Также нужно предусмотреть штрафы для сотрудников СИЗО, которые не пускают адвокатов к доверителям по ордеру.
Проведение перечисленных мероприятий могло бы помочь предотвратить пытки и иное насилие в колониях. Вместе с тем мы считаем, что решение проблемы не лежит на поверхности. Ошибка кроется в существующей системе, ведь колония – это отражение уголовной политики в стране. Какое отношение заложено к преступникам Уголовным кодексом, так в уголовном процессе к ним и относятся: преступник – не человек. Важно изменить отношение к заключенным, а также наметить путь их исправления в колонии и сформировать иную правовую культуру. Только при таком подходе можно достичь результата, к которому мы стремимся, – гуманного отношения к заключенным. Это не единовременный процесс, и начать его стоит с проведения законодательных реформ.
1 United Nations Convention against Torture and Other Cruel, Universal Declaration of Human Rights, International Covenant on Civil and Political Rights.