×
Ефимчук Евгений
Ефимчук Евгений
Адвокат АП Сахалинской области, адвокат Южно-Сахалинской коллегии адвокатов

2 апреля 2015 г. в акватории Охотского моря недалеко от берегов Камчатки затонул траулер «Дальний Восток», принадлежавший ООО «Магеллан». Погибли 69 членов экипажа, 63 были спасены. Судебный процесс по  делу проходил очень тихо, без присутствия СМИ, и это, на мой взгляд, было ошибкой, поскольку для большинства людей все события остались тайной, порождающей множество слухов. Скорбь о погибших всегда будет присутствовать при обсуждении данной темы, но это не значит, что отвечать за тяжелую потерю должны лица, по моему глубочайшему убеждению, невиновные в трагедии.

20 ноября 2017 г. Южно-Сахалинский городской суд вынес приговор, которым признал виновными в нарушении правил безопасности и эксплуатации судна первого заместителя гендиректора ООО «Магеллан» Алексея Васина, заместителя гендиректора по безопасности Александра Кудрицкого и капитана Анатолия Борисова, который не присутствовал на судне в момент крушения, а только привел его на промысел и за три месяца до катастрофы передал управление капитану Александру Притоцкому. Еще двое лиц были осуждены по другим статьям: начальник отдела безопасности мореплавания сертификации наблюдения за флотом ФГБУ «Сахалинрыбвод» Николай Харченко  – за халатность, а государственный инспектор морского отдела Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александр Никодименко – за получение взятки и за злоупотребление полномочиями.

Назначенное судом наказание для первых четырех подсудимых по инкриминируемым им статьям было максимальным: от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 5 месяцев лишения свободы. Следствие и суд были суровы, несмотря на многочисленные заслуги осужденных и безупречную репутацию. Не были приняты во внимание их возраст (за 70) и состояние здоровья: у каждого на момент вынесения приговора имелись серьезные заболевания, однако суд приговорил подсудимых к отбыванию наказания в колонии общего режима.

Спустя три месяца после того, как по приговору суда Кудрицкого поместили в СИЗО, он был госпитализирован. В больнице ему диагностировали заболевание, препятствующее содержанию под стражей, в результате чего он был освобожден под подписку о невыезде.

Думаю, строгость суда объясняется масштабом трагедии и устойчивым мнением о том, что кто-то должен ответить за случившееся. Общество требует справедливости и возмездия, однако, по моему убеждению, справедливое решение не всегда подразумевает наказание, и именно об этом никто не задумался.

В ходе предварительного следствия были признаны виновными управлявший судном во время трагедии капитан Александр Притоцкий и его старший помощник Вячеслав Желомеев, но поскольку они погибли, уголовное преследование в отношении них было прекращено. За действия погибших ответили лица, которых на БАТМ «Дальний Восток» во время крушения не было. Не могу утверждать, что виновность этих людей не нашла подтверждения, но уверенно заявляю, что их непричастность к крушению судна была доказана стороной защиты, в том числе с помощью неопровержимых материальных доказательств, которым суд, однако, не дал оценки и не упомянул в приговоре. Считаю, что таким способом из доказательств невиновности осужденных были искусственно ликвидированы подлинники таможенных документов, оригиналы фото- и видеоматериалов, посадочные талоны на авиарейс и т.д. 

По версии следствия и суда, основными причинами крушения траулера и гибели членов экипажа явились изменения конструкции судна, нехватка топлива и индивидуальных спасательных средств. Однако при тщательном изучении обстоятельств дела в суде первой инстанции подобные версии выглядели неаргументированно, поскольку не имели доказательной базы, а в сравнении с доказательствами защиты были лишены обоснованности.

Суд посчитал, что в корпусе судна были сделаны дополнительные, не предусмотренные проектом вырезы, не имевшие средств закрытия. При возникновении крена через эти вырезы поступала вода, что в итоге привело к крушению. Версия, думается, простая, не требующая усилий для расследования и удобная в простоте рассмотрения дела и постановке приговора. В судебном заседании сторона защиты предоставляла доказательства отсутствия дополнительных вырезов в корпусе, а все штатные вырезы имели средства закрытия. Было представлено 97 снимков, сделанных во время единственного захода траулера в порт «Владивосток» в конце декабря 2014 г., допрошен профессиональный фотограф, который по контракту с судовладельцем сделал эти снимки для рекламы. При их исследовании суд установил отсутствие дополнительных вырезов в корпусе судна, но в приговоре это не было отражено.

Во время предварительного следствия по предложению СК РФ компания «Магеллан» профинансировала поисковую экспедицию. К месту крушения было направлено специальное исследовательское судно и спущен глубоководный аппарат Tiger. По результатам осмотра повреждений и дополнительных вырезов на корпусе обнаружено не было. Однако следователь не представил данные осмотра экспертам, выяснявшим причины крушения.

Возможно ли, чтобы при расследовании, к примеру, авиакатастрофы экспертам не предоставили обломки самолета и экспертное заключение основывалось на свидетельских показаниях? В данном деле эксперты, получается, сделали выводы вслепую. Остается предположить, что СК РФ после исследования судна глубоководным аппаратом получил данные, опровергающие изначально выбранную следователем версию о причинах крушения, связанных с конструктивными изменениями судна.

Все ходатайства стороны защиты о проведении повторных экспертиз и предоставлении экспертам всех материалов для установления истинных причин крушения были отвергнуты судом. По поводу необеспеченности топливом, малый запас которого якобы также явился причиной катастрофы, стороной защиты были представлены документы, согласно которым для  траулера в район промысла судовладельцем было доставлено 400 тонн топлива и обеспечена беспрепятственная возможность его получения за двое суток до крушения. Эти доказательства тоже не попали в приговор.

Необходимо отметить, что судно вышло в рейс сразу после ремонта, обусловленного сменой судовладельца и флага. В связи с ремонтом оно тщательно проверялось двумя инспекторами Службы Морского регистра в порту Кореи. По приходе во Владивосток – дважды, с промежутком в двое суток, – оно проверялось двумя портовыми инспекторами, а во время промысла – пять раз пограничными судами. Все проверяющие подтвердили в суде отсутствие конструктивных изменений траулера. Версия о нехватке спасательных средств также, по нашему мнению, не выдерживает критики, поскольку опровергается сведениями, полученными следователем во время допросов потерпевших в первые дни трагедии.

На протяжении расследования дела защита сталкивалась с систематическим нарушением уголовно-процессуального законодательства. В разгар предварительного следствия моего подзащитного Алексея Васина незаконно этапировали в Москву и поместили в СИЗО. Впоследствии он был освобожден из-под стражи решением Президиума Московского городского суда, который принял к рассмотрению и удовлетворил нашу жалобу. Мы ждали справедливости и от второй судебной инстанции в Сахалинском областном суде, поскольку представили обстоятельства дела в развернутом виде, доступном для достойного анализа.

Процесс по делу крушения траулера завершился 2 августа 2018 г., решение апелляционного суда – оставить в силе решение суда первой инстанции – вступило в силу с момента провозглашения. Исключение было сделано только в отношении Александра Кудрицкого, которому снизили наказание до 5 лет лишения свободы и амнистировали. То есть он был освобожден от наказания, но не от выплат компенсаций по гражданским искам. С учетом того, что ранее Кудрицкого освободили из-под стражи по состоянию здоровья, такой итог был продиктован скорее необходимостью, нежели снисходительностью суда. Решение суда апелляционной инстанции, по нашему мнению, означает, что ни один довод стороны защиты не был принят во внимание, и это очень похоже на крушение справедливости, погибшей вместе с «Дальним Востоком».

Рассказать:
Другие мнения
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Ушакевич Виктор
Ушакевич Виктор
Адвокат АП Санкт-Петербурга, партнер АБ Санкт-Петербурга «Q&A»
Указать совокупность обстоятельств
Уголовное право и процесс
Практические вопросы изменения территориальной подсудности по принципу проживания большинства участников уголовного судопроизводства
23 апреля 2024
Арбатская Алина
Арбатская Алина
Адвокат АП Иркутской области, КА «Союз юристов Иркутской области»
В целях обеспечения прав граждан на тишину и покой
Арбитражный процесс
Необходим комплексный подход к вопросам модернизации правового регулирования
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика