20 сентября Минюст России представил на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра адвокатов и состава включаемых в него сведений. Проект подготовлен во исполнение положений закона, которым внесены изменения в Закон об адвокатуре.
Напомним, в апреле Президент РФ подписал Закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”» (законопроект № 301952-8). Обновленная редакция Закона об адвокатуре, в частности, предусматривает создание Единого государственного реестра адвокатов – единственного федерального государственного информационного ресурса, содержащего достоверные сведения об адвокатах. Согласно Закону № 83-ФЗ Федеральная палата адвокатов РФ обеспечивает передачу Минюсту России в электронной форме сведений о претендентах, принесших присягу адвоката, сведений о претендентах, не сдавших квалификационного экзамена, и сведений, содержащихся в реестрах адвокатских образований, в объеме сведений, определенном по согласованию с ФПА.
Проектом приказа устанавливается порядок ведения Единого реестра и его разделов территориальными органами Минюста России, порядок, основания и сроки включения в Единый реестр и изменения в нем сведений, а также их состав. Согласно документу Единый реестр будет содержать сведения об адвокатах РФ, а также о лицах, претендующих на приобретение статуса адвоката, но не сдавших квалификационный экзамен.
Согласно проекту в Едином реестре будут указаны: регистрационный номер адвоката, его ФИО, наименование субъекта, членом которого был или остается адвокат. Реестр будет содержать информацию о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении, восстановлении статуса адвоката. Кроме того, в нем можно будет обнаружить сведения о переходе адвоката из одной палаты в другую.
Сам реестр будет вестись на бумажном носителе и в электронном виде. При внесении в реестр сведений об адвокате в случае присвоения ему статуса или изменении им членства в адвокатской палате ему присваивается регистрационный номер. При внесении в журнал сведений о претенденте, не сдавшем квалификационный экзамен, ему присваивается учетный номер. В соответствии с проектом приказа сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, если иное не установлено приказом или распоряжением Минюста России.
Действующим приказом Минюста от 23 апреля 2014 г. № 85 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов РФ» установлено, что удостоверение адвоката выдается без ограничения срока действия. Однако Законом № 83-ФЗ установлен срок, на который территориальный орган юстиции выдает адвокату удостоверение, – пятнадцать лет. Проектируемым Порядком предусмотрено, что сроки выдачи удостоверения соответствуют срокам внесения сведений в реестр. Так, удостоверение выдается адвокату: в связи с истечением срока действия – в течение пяти дней со дня сдачи адвокатом удостоверения, срок действия которого истек; взамен утраченного или испорченного – в течение десяти дней со дня поступления заявления адвоката.
Проектом предусмотрено, что территориальный орган Минюста вправе отказать во внесении сведений в реестр, если ему станет известно об их недостоверности или если такие сведения будут представлены в отсутствие предусмотренных законом оснований для их внесения.
При утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра адвокатов будут признаны утратившими силу: действующий приказ Минюста России от 23 апреля 2014 г. № 85 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов РФ», а также приказы, вносящие в него изменения. Учитывая, что положения Федерального закона № 83-ФЗ вступают в силу 20 октября 2024 г., проектом приказа установлен аналогичный срок вступления его в силу.
Адвокат МКА «Корпорация адвокатов Москвы» Тимур Харди отметил, что положения проекта способствуют дальнейшему упорядочению регулирования деятельности российской адвокатуры. «Создание Единого государственного реестра позволит улучшить контроль над адвокатским сообществом, предотвращая попадание в него случайных людей. Всегда есть возможность проверить, действительно ли тот или иной человек, называющий себя адвокатом, на самом деле таковым является или, к примеру, он не сдал квалификационный экзамен, либо был лишен статуса адвоката из-за каких-то проступков. Некоторые недобросовестные юристы и даже лица, вообще не имеющие отношения к юридической профессии, в корыстных целях пытаются выдавать себя за адвокатов. Чем более упорядоченным будет система государственного учета и контроля над адвокатами, тем сложнее придется мошенникам и прочим лицам, пытающимся нажиться на доверчивых доверителях», – полагает адвокат.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко убежден, что создание федерального государственного информационного ресурса, содержащего сведения об адвокатах и претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, является необходимым и востребованным. «Разрозненные аккумулирование и размещение сведений об адвокатах, осуществляющих деятельность в РФ, не позволяют доверителям быстро и без изучения сайтов территориальных органов Минюста получить сведения об адвокатах, к которым они намерены или уже обратились за юридической помощью. Единый государственный реестр адвокатов также упростит взаимодействие адвокатских палат по вопросам сдачи претендентами на приобретение статуса адвоката квалификационных экзаменов, в т.ч. в целях обхода претендентами ограничения на повторную сдачу экзамена (допускается повторная сдача не ранее чем через год), например, когда это происходит в другом регионе страны», – поделился мнением эксперт.
По мнению Павла Гейко, порядок присвоения учетных номеров претендентам, не сдавшим квалификационный экзамен, не позволяет ответить на вопрос, сколько учетных номеров будет иметь претендент, если он несколько раз не сдал квалификационный экзамен, ведь при соблюдении ограничения по сроку сдачи экзамена такая возможность у претендента имеется, и более того, делать он это может в разных адвокатских палатах.
Адвокат также подчеркнул, что в п. 31 проекта приказа говорится о возможности указания в уведомлении совета адвокатской палаты о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяг и адреса преимущественного пребывания адвоката. Тогда как членство адвоката в адвокатской палате субъекта связано с адресом его регистрации по месту жительства. «При этом, что подразумевается под адресом преимущественного пребывания адвоката, не раскрыто ни в действующем приказе об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов РФ, ни в проекте. Также адвокат обратил внимание на то, что в приказе ничего не говорится об учете адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность в РФ, хотя логично было бы соответствующую информацию также разместить в Едином реестре», – заметил Павел Гейко.
Адвокат АБ «Колосов и партнеры» Антон Колосов подчеркнул, что адвокат – публичный человек, поэтому никак не будет умалять его профессиональную деятельность получение заинтересованными лицами информации, которая будет содержаться в Реестре: «Эту информацию доверители и иные лица и так могли ранее получить из открытых реестров адвокатских палат. Теперь реестр будет единым, что, считаю, положительным моментом, значительно упрощающим поиск как для доверителей, так и для самих адвокатов, желающих получить информацию о своем коллеге».
Антон Колосов отметил, что теперь судьи, сотрудники СИЗО, следователи оперативно смогут получать информацию о тех адвокатах, чей статус прекращен. «Такие бывшие адвокаты не будут допускаться в качестве защитников по уголовным делам, что будет способствовать скорейшему отправлению правосудия и реализации конституционного принципа права на квалифицированную юридическую помощь. Лично сталкивался с уголовными делами, где защиту осуществлял адвокат, чей статус был прекращен, что повлекло отмену приговора и длительное содержание подсудимого под стражей. Позитивные изменения в законодательство такие ситуации впредь исключат»,– заключил он.
Первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев в комментарии «АГ» подчеркнул, что законодатель определил, что с октября текущего года реестр адвокатов должен быть единым федеральным ресурсом. «На мой взгляд, это вполне логично и оправдано. На данный момент действует конгломерат отдельных реестров адвокатов по субъектам РФ. Проектом Приказа устанавливаются общие и специальные требования к форме реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и порядок их внесения в реестр. Отдельно оговаривается, что сведения о статусе адвоката являются общедоступными. Такая прозрачность позволяет исключить сложности с определением наличия или отсутствия у лица статуса любым заинтересованным лицом, а также является ли он действующим адвокатом и с какого времени. Такой подход, на мой взгляд, полностью отвечает пониманию публичного характера статуса адвоката и его признания на всей территории РФ», – прокомментировал он.