×

Одобрены поправки в законопроект о внесении масштабных изменений в Закон об адвокатуре

В частности, поправки закрепляют положения, касающиеся идентификации и аутентификации пользователей – физических и юридических лиц в КИС АР –автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов
Фото: «Адвокатская газета»
Ранее в комментарии «АГ» большинство адвокатов положительно оценили подготовленные поправки. Они обращали внимание на то, что изменения, касающиеся КИС АР, позволят грамотно осуществлять взаимодействие субъектов и исключить несанкционированный доступ в систему. В Федеральной палате адвокатов отмечали, что данные поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов, в работе над которым ФПА участвует более двух лет.

22 декабря на заседании Правительства РФ одобрены поправки к законопроекту № 301952-8 о внесении комплексных изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре (документ есть у «АГ»).

Как ранее писала «АГ», комплексные изменения в Закон об адвокатуре, представленные Минюстом России на общественное обсуждение 2 декабря 2021 г., были внесены Правительством РФ в Госдуму в феврале 2023 г., а в апреле – приняты в первом чтении. Как отмечал вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин, данный законопроект согласован с Советом ФПА и является результатом длительной совместной работы Минюста и Федеральной палаты адвокатов.

Читайте также
В первом чтении приняты комплексные поправки в Закон об адвокатуре
Законопроект, в частности, предусматривает повышение требований к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката, создание Единого государственного реестра адвокатов, закрепление статуса КИС АР
13 апреля 2023 Новости

В октябре Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности подготовила поправки к законопроекту. Как отмечается на сайте Минюста, предлагаемые законопроектом и поправками к нему изменения позволят повысить гарантии реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также оптимизируют взаимодействие органов юстиции, ФПА и адвокатских палат субъектов РФ.

Законопроектом также предлагается повысить требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, претендовать на получение адвокатского статуса смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка».

Читайте также
Правительство подготовило поправки в законопроект о внесении масштабных изменений в Закон об адвокатуре
В частности, согласно поправкам, закрепляется статус КИС АР как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов
10 октября 2023 Новости

Поправки в проект предусматривают, что указанные требования к уровню образования не будут распространяться на лиц, получивших до вступления в законную силу соответствующих поправок высшее юридическое образование по образовательной программе независимо от квалификации «бакалавр» или «магистр» либо ученую степень по юридической специальности. Также поправками устанавливается, что нововведения не будут распространяться на стажеров адвокатов, заключивших срочный трудовой договор с адвокатским образованием либо с адвокатом-«кабинетчиком» или прошедших соответствующую стажировку. Данные изменения, по мнению разработчиков, необходимы в целях исключения ограничения права лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду, предусмотренного Конституцией РФ.

Изначально законопроект устанавливал, что удостоверение адвоката может содержать электронный носитель информации. Поправки исключают данное положение из проекта, поскольку в настоящее время Законом об адвокатуре предусмотрено, что форма удостоверения адвоката и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. Отмечается, что в случае необходимости положение об электронном носителе информации в удостоверении адвоката может быть включено в соответствующий приказ Минюста.

В соответствии с действующим п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре установление недостоверных сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 Закона, может служить основанием для прекращения статуса адвоката советом региональной адвокатской палаты на основании заключения квалифкомиссии. Обновленным проектом поправок планируется исключить этап рассмотрения квалифкомиссией дисциплинарного производства в случае фактов установления недостоверности сведений, представленных претендентом на получение статуса адвоката.

Новая редакция проекта предусматривает дополнение п. 2 ст. 17 Закона подп. 7, согласно которому статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты при наличии заключения квалифкомиссии в случае выявления факта выезда адвоката на постоянное место жительства либо на срок более года за пределы РФ. Исключения будут составлять выезд для лечения или обучения либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных функций органами государственной власти или российскими организациями, а также выезд по иным уважительным причинам. Как отмечают инициаторы поправок, согласно поступающей в Минюст информации, имеются случаи, когда адвокаты РФ выехали на продолжительное время либо уехали на ПМЖ в иностранные юрисдикции, в том числе в недружественные России государства, и продолжают деятельность, в том числе направленную на подрыв доверия к институту адвокатуры.

Из документов Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности следовало, что в ходе согласительного совещания в Аппарате Правительства РФ представителями ФПА было высказано опасение, что предлагаемая проектом поправок норма, в соответствии с которой статус адвоката в установленном порядке могут получить только граждане РФ, если иное не предусмотрено международным договором, в условиях введенных в отношении России санкций, которыми предусматривается, в частности, запрет на оказание российским компаниям юридических услуг, может привести к снижению уровня правовой защиты таких компаний в иностранных юрисдикциях. Это связано с тем, что в результате санкционного запрета на предоставление юридических услуг зачастую единственной возможностью обеспечить представительство (в том числе судебную защиту) российских компаний на территории государств, присоединившихся к указанным санкциям, является передача таких полномочий российским адвокатам, квалифицированным по праву указанных государств. По данному вопросу Минюстом запрашивалась позиция МИД России, которым поддержаны высказанные ФПА предложения. По этой причине соответствующие проектируемые нормы были исключены из законопроекта.

В Законе об адвокатуре закрепляется статус КИС АР как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности ФПА, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов. Поправками законопроект уточнен в части закрепления положений, касающихся идентификации и аутентификации пользователей – физических и юридических лиц, – в КИС АР. В итоговой версии проекта поправок указано, что Совет ФПА вправе утвердить порядок и случаи предоставления доступа к содержащимся в КИС АР сведениям посредством федеральной государственной информационной системы при условии согласования с Минцифры России.

Кроме того, поправками предусмотрен запрет оператору и пользователям КИС АР каким-либо образом дополнять и изменять сведения, представленные в Систему дознавателями или следователями органов ФСБ в процессе подачи уведомления о назначении защитников в уголовном судопроизводстве, а также размещать в КИС АР иные сведения в отношении уголовных дел, производство по которым осуществляется органами ФСБ.

Ранее в комментарии «АГ» адвокат АП Краснодарского края Сергей Филимонов отмечал, что поправками правильно предусмотрено, что статус адвоката может быть прекращен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом профессиональных обязанностей. В данном случае исключены ограничения только неисполнением и ненадлежащим исполнением обязанностей перед доверителем, которые имеются в действующей редакции закона, пояснял он. По мнению Сергея Филимонова, законопроект обоснованно дополнен положением, согласно которому статус адвоката может быть прекращен в случае выезда адвоката по собственной инициативе на ПМЖ либо на срок более года за пределы России.

«Отдельное внимание уделено системе КИС АР. Так, для идентификации и аутентификации в КИС АР пользователей используется федеральная государственная информационная система “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”. Это позволит грамотно осуществлять взаимодействие субъектов и исключить несанкционированный доступ в систему», – подчеркивал Сергей Филимонов.

Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко обращал внимание на то, что отказ от императивно установленного взаимодействия между КИС АР и Единым порталом государственных и муниципальных услуг и законодательное закрепление права ФПА самостоятельно принимать решение о представлении доступа к находящимся в КИС АР сведениям являются важнейшими и необходимыми уточнениями законопроекта.

Как полагает адвокат, несколько непонятно, почему запрет на дополнение и изменение сведений, а также размещение сведений в отношении уголовных дел распространяется только на представленные или находящиеся в производстве ФСБ. По мнению Павла Гейко, дополнение и изменение сведений, а также размещение сведений в отношении уголовных дел, полученных или находящихся в производстве других органов предварительного расследования, могут иметь аналогичные последствия.

Заведующий филиалом «Адвокатская фирма “ТонковЪ и Партнеры”» Евгений Тонков подчеркивал, что законопроектом для претендентов на получение статуса адвоката все также добавляются походы за справками из наркологических и психоневрологических диспансеров. Он высказал опасение, что на человеке могут необоснованно поставить «наркологическое или психоневрологическое пятнышко», от которого потом не избавиться. Также, по мнению Евгения Тонкова, в законопроекте не хватает указания, что удостоверение адвоката дает право прохода в здания не только судов и прокуратур, но и МВД, ФСБ и других силовых ведомств. Адвокат полагает, что поправка о прекращении адвокатского статуса в случае выезда адвоката на ПМЖ либо на срок более года за пределы РФ делает адвокатов фактически невыездными.

Партнер АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнеры» Тимур Харди указывал, что регламентация в законопроекте деятельности КИС АР сыграет свою роль в общем упорядочении работы российских адвокатов и системы правосудия в целом. «В частности, КИС АР будет содержать сведения как об адвокатах и тех, кто выдержал квалификационные испытания, так и о претендентах на статус адвоката, которые квалификационные испытания не прошли. Эти сведения будут передаваться государственным органам юстиции, чтобы они тоже располагали подобной информацией, и это очень правильно, поскольку позволяет “отсечь” от адвокатской деятельности недобросовестных юристов, пытающихся приписать себе статус, которому они не соответствуют», – делился мнением адвокат.

Тимур Харди также поддерживал инициативу по повышению требований к лицам, претендующим на получение статуса адвоката. По его мнению, это избавит адвокатуру от людей, чьи профессиональные знания явно недостаточны для получения адвокатского статуса. Предъявление к претендентам требований медицинского характера Тимур Харди также считает правильным: маловероятно, что профессиональным адвокатом может быть человек, страдающий психическими расстройствами, хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин отмечал, что разработанные Минюстом поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов, в работе над которым ФПА участвует более двух лет – с июля 2021 г.

Он пояснял, что проект конкретизирует и расширяет полномочия федерального органа юстиции в отношении адвокатуры, уточняет правила деятельности органов адвокатского сообщества. Одним из ключевых положений законопроекта, по его мнению, являются правила о ведении Единого государственного реестра адвокатов: «Отражение сведений об адвокате в федеральном реестре подчеркивает публичный характер деятельности адвоката по оказанию юридической помощи, общегосударственное значение его статуса. Однако определенные действия организационного характера Минюсту и ФПА предстоит совершить. Ранее именно региональные реестры адвокатов были основанием для определения членства адвоката в палате субъекта РФ, в случае же принятия поправок правила определения членства в палате необходимо будет корректировать».

Олег Баулин также заметил, что ряд значимых корпоративных актов адвокатского сообщества, согласно проекту, станет объектом контроля Министерства юстиции. В частности, предлагается утверждение Минюстом Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также согласование с Минюстом Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате. С учетом сложившихся у федерального органа юстиции и ФПА подходов и единого понимания условий приобретения статуса адвоката и изменения членства названные согласительные процедуры вряд ли приведут к спорам и коллизиям в их отношениях и взаимодействии, счел он.

Вице-президент ФПА обратил внимание на то, что основание прекращения статуса адвоката в связи с его выездом за пределы РФ не является безусловным. «В процедурном отношении вопрос последовательно рассматривается квалификационной комиссией и на основании ее заключения – советом региональной палаты. Органы адвокатского самоуправления обязаны принимать во внимание наличие уважительных причин оставления РФ, исключающих прекращение статуса адвоката. В законопроекте в качестве таких причин названы лечение, обучение либо сопровождение членов семьи для исполнения трудовых или иных обязанностей. Возможны и иные уважительные причины. Кроме того, выезд за пределы страны для исполнения профессиональных обязанностей на территории другого государства основанием для прекращения статуса адвоката не является», – уточнил Олег Баулин.

Он подытожил, что положения законопроекта после продолжительных обсуждений и учтенных предложений согласованы ФПА; адвокатура в целом готова к выполнению своих функций после внесения изменений в Закон об адвокатуре.

Рассказать:
Яндекс.Метрика