×

Правоохранители против поправок о беспрепятственном доступе адвокатов в СИЗО

Замминистра юстиции Денис Новак сообщил об этом, говоря о разработанном проекте изменений в Закон о содержании под стражей
Фото: Егоров Евгений/фотохост-агентство ТАСС
В ходе парламентских слушаний, приуроченных к 25-летию Конституции, он рассказал, что ни одно из заинтересованных ведомств не поддержало законопроект Минюста, направленный на полноценную реализацию президентских поправок в УПК 2017 г. и положений ст. 48 Конституции.

21 ноября в Совете Федерации прошли приуроченные к 25-летию Конституции России парламентские слушания на тему «Вопросы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина».

Заместитель министра юстиции Денис Новак посвятил свое выступление вопросу соблюдения ст. 48 Конституции, гарантирующей право на получение квалифицированной юридической помощи и право на получение помощи адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Он отметил, что эта норма Конституции, к сожалению, не относится к тем, которые представляют собой не декларативные, а реально исполняемые на практике. В этом контексте замминистра юстиции сообщил о разработанном ведомством законопроекте, который, по его словам, может улучшить ситуацию.

Читайте также
«Адвокатский закон»
О президентском законопроекте, предполагающем создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве
03 мая 2017 Дискуссии

Подчеркнув, что наиболее острая необходимость в квалифицированной юридической помощи бывает при возбуждении уголовного дела и помещении человека под стражу, он напомнил, что в апреле 2017 г. были приняты президентские поправки в УПК, направленные на реализацию этого конституционного права и решение проблем с допуском адвоката к заключенному под стражу (требовалось разрешение следователя). В Кодексе прямо прописали, что адвокат не допускается, а вступает в дело в качестве защитника. Также ст. 49 УПК была дополнена правилом о том, что в случае необходимости получения согласия подозреваемого или обвиняемого на участие адвоката в деле перед вступлением в него адвокату предоставляется право на свидание по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

«Казалось бы, что еще нужно для решения проблемы?» – задался вопросом Денис Новак и тут же рассказал, что на практике правоохранительные органы стали толковать положения Закона о содержании под стражей о предоставлении заключенному свиданий в совокупности с новыми положениям УПК. Согласно их позиции адвокат в дело не вступил и не получил процессуальный статус защитника, а значит, беспрепятственный доступ ему не предоставляется. Если адвокат в дело не вступил, то на него распространяются общие правила, согласно которым необходимо получать разрешение на свидание.

«Вроде бы ничего страшного. Всего лишь нужно уведомить следователя о том, что ты вступаешь в дело в качестве защитника. Но на практике возникают проблемы – иногда следователя не оказывается на месте, его надо искать. А все это время подозреваемый или обвиняемый находится в СИЗО и не получает свое право на незамедлительную помощь адвоката», – пояснил замминистра юстиции. 

Читайте также
Минюст предлагает запретить цензуру переписки адвоката с содержащимся под стражей доверителем
Ведомство сообщило «Адвокатской газете», какие случаи станут исключением из этого правила
21 августа 2018 Новости

В связи с этим Минюст подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 18 и 20 Закона о содержании под стражей. «Предлагается для устранения коллизии (хотя я полагаю, что она имеет место только в правоприменительной практике) прямо написать, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется свидание с адвокатом в случае необходимости получения согласия на участие его в деле в качестве защитника», – сообщил замминистра юстиции.

Поправками предусмотрено, что свидание подозреваемого и обвиняемого с адвокатом будет проходить в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их. Предоставляться такое свидание будет по предъявлении адвокатского удостоверения и ордера.

По мнению Дениса Новака, эти положения помогут устранить все правовые пробелы и имеющиеся проблемы в правоприменении. Однако, по его словам, на этапе согласования с министерствами и правоохранительными органами проект поправок получил отрицательные отзывы всех ведомств, кроме Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой.

Как пояснил Денис Новак, отрицательные отзывы имеют различные обоснования как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения необходимости внесения серьезных изменений в УПК: например, одно из ведомств интересует вопрос, как отбирать подписку о неразглашении у адвоката, который еще не вступил в дело.

«На сегодня мы констатируем тот факт, что очень сложно идет процесс реализации нашей законодательной инициативы, которую мы через Правительство пытаемся провести, чтобы до конца реализовать президентские поправки в УПК и сделать реально исполнимой ч. 2 ст. 48 Конституции», – резюмировал Денис Новак. Он также добавил, что необходимость принятия поправок обоснована в том числе и положениями п. 11 Заключительных замечаний Комитета против пыток ООН по шестому периодическому докладу России, согласно которым Российской Федерации рекомендовано обеспечить в законодательстве и на практике предоставление всем задержанным основных правовых гарантий с самого начала лишения свободы, в том числе быстрого доступа к квалифицированному независимому адвокату или бесплатной юридической помощи.

Читайте также
ФПА подготовила законопроект о конфиденциальности общения защитников с доверителями в местах содержания под стражей
Согласно поправкам, конфиденциальность переписки или передачи документов в ходе свидания адвоката с его подзащитным может быть ограничена исключительно судом
05 апреля 2018 Новости

Кроме того, Денис Новак сообщил, что этот же законопроект содержит и иную, не менее важную поправку, – о запрете цензуры переписки между адвокатом и его доверителем, содержащимся в СИЗО, и о праве обвиняемого и его защитника обмениваться записями и документами в ходе свидания. По словам заместителя министра юстиции, в исключительных случаях предлагается предусмотреть возможность ограничения конфиденциальности переписки – сделать это можно будет исключительно по решению суда и только в случае, если имеются основания полагать, что содержащиеся в переписке сведения могут воспрепятствовать установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, способствовать совершению преступления либо носят иной противоправный характер.

Отметим, что ранее ФПА еще до начала разработки законопроекта Минюста подготовила свой вариант поправок в законодательство, запрещающих цензуру. Поводом для разработки соответствующих изменений стало резонансное дело адвоката АП г. Москвы Ольги Динзе в связи с ее попытками сохранить адвокатскую тайну путем выноса за пределы СИЗО рукописей с позицией подзащитного по уголовному делу.

Рассказать:
Дискуссии
Яндекс.Метрика