×

Самозанятых предлагается наделить правом получать государственную или муниципальную поддержку

Соответствующие преференции предусмотрены проектом поправок в Закон о защите конкуренции
Фотобанк Лори
По мнению одного из экспертов, законопроект не несет кардинальных изменений, а лишь унифицирует и уравнивает права самозанятых с иными льготными категориями предпринимателей. Другой полагает, что предоставление плательщикам НПД новых прав и преференций на государственном и муниципальном уровне выглядит логичным, поэтому стоит ожидать и других изменений в законодательстве.

18 января в Госдуму внесен проект изменений в Закон о защите конкуренции (законопроект № 57343-8), предусматривающий возможность для самозанятых граждан получать государственную или муниципальную поддержку. Инициатором законодательной инициативы выступила Тюменская областная Дума.

Поправки предлагают дополнить ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции п. 13.2, согласно которому государственные или муниципальные преференции могут предоставляться для поддержки физлиц, не являющихся ИП и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД).

Как следует из пояснительной записки, ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления государственных и муниципальных преференций, к которым относится поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление таких мер в иных целях не допускается. В результате субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить государственное (муниципальное) имущество без торгов, в отличие от самозанятых граждан, несмотря на предусмотренное законодательством равенство прав на получение имущественной поддержки. Речь идет о заключении договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Адвокат МКА «Филиппов и партнеры» Роман Шишкин полагает, что законопроект продолжает общую политику законодателя на внедрение самозанятых граждан в полноценный гражданский оборот, что будет способствовать развитию малого предпринимательства. «В частности, предлагается предоставить самозанятым лицам (как иным субъектам малого и среднего бизнеса, применяющим специальные налоговые режимы) возможности заключения договоров пользования государственным и муниципальным имуществом (аренда, доверительное управление и др.) без проведения торгов», – отметил он в комментарии «АГ».

По мнению эксперта, поправки не несут кардинальных изменений, а лишь унифицируют и уравнивают права самозанятых с иными льготными категориями предпринимателей. «Принимая во внимание установленные для плательщиков налога на профессиональный доход ограничения (2,4 млн руб. за год), предлагаемую норму, на мой взгляд, не стоит воспринимать как катализатор всплеска заключаемых самозанятыми гражданами договоров об аренде госимущества. Скорее всего, количество таких договоров не будет “массовым”. Вместе с тем общая мысль законодателя заключалась в вовлечении и заинтересованности граждан в развитии собственного бизнеса. Так, самозанятые, достигнув определенного уровня дохода, смогут увеличить масштаб деятельности и зарегистрироваться уже в качестве ИП, что поможет повысить не только их доход, но и поступление налогов в бюджет», – предположил Роман Шишкин.

По мнению юриста ИТ-компании ЗАО «КРОК инкорпорейтед» Виталия Антонова, проект направлен на обеспечение равенства прав на получение имущественной поддержки как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и плательщиками налога на профессиональный доход «На мой взгляд, одной из главных идей законопроекта является популяризация НПД», – отметил он.

Эксперт обратил внимание на приведенные в пояснительной записке данные о том, что с 2020 г. Тюменская область присоединилась к эксперименту по установлению НПД. «При этом количество плательщиков этого налога по состоянию на 1 января 2021 г. составило 17 969, на 1 июня – 27 187. Принимая во внимание эту статистику и присоединение новых субъектов РФ к эксперименту, идею можно считать успешной. Также интересен тот факт, что законодатель приравнивает деятельность плательщиков НПД к субъектам предпринимательской деятельности, хотя формально они таковыми не являются. Сейчас сложно с высокой точностью прогнозировать вектор развития этого института, но можно утверждать, что в настоящее время НПД является наиболее удобной формой для осуществления профессиональной деятельности. По этой причине предоставление плательщикам НПД новых прав и преференций на государственном и муниципальном уровне выглядит логичным, поэтому стоит ожидать и других изменений в законодательстве», – заключил Виталий Антонов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика