×

Состоялся вебинар ФПА о сложных вопросах учета и отчетности адвокатских палат и образований

С лекцией выступила директор департамента учета и налогообложения некоммерческих организаций аудиторско-бухгалтерской фирмы «Ренессанс», старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Екатерина Баханькова
Фото: пресс-служба ФПА
В своем выступлении она рассказала о принципах учетной политики адвокатского образования, особенностях исчисления налогов, об использовании средств адвокатского образования на ремонт, переезд или аренду дополнительных помещений, а также о благотворительной деятельности адвокатских образований.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 5 июня состоялся вебинар для финансовых сотрудников адвокатских палат и образований. С лекцией на тему «Новости в учете и отчетности. Особенности адвокатских образований» выступила директор департамента учета и налогообложения некоммерческих организаций аудиторско-бухгалтерской фирмы «Ренессанс», старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС, член Общественного совета при ФНС России, член Отраслевого комитета по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях Бухгалтерского методологического центра, член Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (кроме бюджетных) при Институте профессиональных бухгалтеров Екатерина Баханькова.

В первой части своего выступления эксперт обрисовала принципы учетной политики адвокатского образования, которое является обслуживающей организацией, в то время как оплачиваемую услугу в ней оказывает адвокат. Учетная политика может определяться решениями адвокатского образования, согласно которым определяются доходы адвокатов.

Определяя поступления в адвокатское образование, бухгалтер должен получать информацию обо всех начислениях в соответствии с решением органа управления или руководителя на основании соглашений, заключенных адвокатом. Только по доходам вести учет невозможно, поэтому все соглашения должны быть доступны руководителю адвокатского образования, однако в бухгалтерском отчете отражать их нет необходимости. Средства от доверителя должны перечисляться только в адвокатское образование, это установлено, прежде всего, для того, чтобы защитить адвоката.

В некоторых случаях аванс по соглашению может быть получен за работу, которая должна выполняться в течение года, а то и больший период. Часто определить срок окончания соглашения вообще невозможно. Когда же в таких случаях признается доход адвоката? В конце года сделать это невозможно, так как отчисления надо производить ежемесячно. И только адвокат, который ведет дела, знает, какой объем юридической помощи по соглашению им был оказан. Поэтому может быть использовано заявление о признании начисленного дохода в текущем периоде, на основании которого из этого дохода удерживается налог. По словам эксперта, это нормальная практика.

Таким образом, при перечислении средств по соглашению сумма должна начисляться в качестве дохода. Сложнее производить удержания, если соглашение есть, адвокат работает, но фактически никакого поступления средств нет. Впрочем, пока деньги не перечислены, налог на доходы физических лиц не начисляется, поэтому проблем с НДФЛ не возникает.

Доход признается, когда получены либо аванс, либо основные средства по соглашению. При этом можно признать доход, полученный в пользу адвоката от доверителя, т.е. перечисленный адвокатскому образованию, но не выплачивать адвокату гонорар, чтобы из этой суммы выплачивать отчисления за последующие периоды, в которые у адвоката нет соглашений. В таких случаях адвокат самостоятельно определяет сумму, которую он будет получать ежемесячно.

Часть своего выступления Екатерина Баханькова посвятила особенностям исчисления налогов за период, когда адвокат, не приостанавливая статус, не получает средств, так как ухаживает за ребенком или готовится к получению ученой степени. Она также подробно остановилась на требованиях по оформлению отпусков работникам адвокатских образований.

В дальнейшем эксперт остановилась на использовании средств адвокатского образования на ремонт, переезд или аренду дополнительных помещений. Она обратила внимание, что средства на счете адвокатского образования делятся на две части: целевые средства коллегии или бюро, которые могут расходоваться на уставные цели, и средства адвоката, решения по которым принимает сам адвокат. Если помещения, арендованные для деятельности по оказанию юридической помощи, используют не все адвокаты, то и платить за них все не обязаны. Закон же не требует, чтобы все платили одинаковые взносы. Однако следует иметь в виду, что дополнительный взнос не является целевым поступлением на содержание адвокатского образования. И существует риск, что у налоговой службы возникнет вопрос, почему адвокаты перечисляют разные суммы в свое адвокатское образование.

Нет в законе и запрета на благотворительную деятельность адвокатских образований, а также на сбор пожертвований адвокату, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. В то же время пожертвования на уставные цели – это риск, заявила эксперт, даже если в договоре указаны причины перечисления средств на ремонт или зарплату помощникам адвокатов.

Екатерина Баханькова рассказала также о правилах использования контрольно-кассовой техники. Адвокат, как известно, является физическим лицом, которое не обязано применять ККТ. Применять такую технику обязаны лишь организации, оказывающие населению какие-либо услуги. Адвокатские образования таких услуг не оказывают, что закреплено в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 июня 2018 г. № 03-01-15/45074, в связи с чем у адвокатского образования при осуществлении уставной деятельности отсутствует обязанность применять ККТ. Впрочем, если адвокатское образование оказывает дополнительные услуги, не противоречащие закону, но не являющиеся помощью адвоката (например, проводит повышение квалификации адвокатов на платной основе), то применение ККТ необходимо, за исключением случаев, когда повышение квалификации адвокатов проводится за счет членских взносов.

Использование бланков строгой отчетности – это право, а не обязанность адвокатских образований и палат. Но применять такие бланки удобнее, чем приходно-кассовый ордер. Адвокатская палата может рекомендовать адвокатским образованиям применение бланков строгой отчетности, но не может их обязывать. Что касается приходно-кассового ордера, то его применение регулируется инструкцией Центробанка.

В своем выступлении Екатерина Баханькова затронула также проблемы ведения налогового учета, которых, по ее словам, сейчас достаточно много. В связи с этим она рекомендовала бухгалтерам адвокатских образований аккуратно вести налоговые карточки по учету доходов и тщательно отслеживать перечисления. При этом важно помнить, что адвокаты не получают заработную плату, они получают только вознаграждения по соглашениям. Сложности возникают также при перечислении средств, полученных в предыдущий период. А иногда налоговые инспекции в разных субъектах РФ выдвигают разные требования по оформлению налоговых документов. Она также напомнила, что в настоящее время налог на имущество уплачивается только по недвижимости адвокатских образований, движимое имущество не является объектом налогообложения.

В случае отсутствия в коллегии должностного лица, уполномоченного на работу с наличными денежными средствами, ведение кассы возлагается непосредственно на руководителя адвокатского образования, являющегося материально ответственным лицом. Секретарь, помощник, администратор могут осуществлять кассовые операции, но только если это предусмотрено договором, предупредила эксперт. Она также обратила внимание адвокатских образований, что 20 мая все они должны были представить в органы статистики отчеты о распределении фонда оплаты труда. За непредставление или несвоевременное представление таких отчетов предусмотрен большой штраф.

Рассказать:
Яндекс.Метрика