10 октября в Минюсте России прошло межведомственное совещание по вопросу реализации положений Федерального закона от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
В совещании, которое провели заместители министра юстиции Денис Новак и Вадим Федоров, приняли участие представители Минюста, ФСИН, Генеральной прокуратуры, ФСБ, МВД и ФТС. Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, статс-секретарь – заместитель президента ФПА РФ Константин Добрынин. Также в совещании приняли участие члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества Игорь Пастухов и Юрий Костанов.
Необходимость проведения совещания обусловлена тем, что, несмотря на внесение по инициативе Президента России изменений в УПК РФ, согласно которым адвокат не допускается, а вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера и с этого момента имеет право на свидания с подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей, сотрудники администраций СИЗО зачастую продолжают требовать разрешения следователя на это.
ФПА РФ неоднократно указывала на данные проблемы. Так, в конце июня министру юстиции Александру Коновалову было направлено письмо, в котором обращалось внимание на то, что сотрудники СИЗО продолжают отказывать адвокатам в допуске к подзащитным, содержащимся под стражей, мотивируя это отсутствием информации от следствия, дознавателя или суда об участии конкретного адвоката в судопроизводстве в качестве защитника.
6 июля состоялось первое межведомственное совещание по данной проблеме, на котором МВД, ФСБ, ФСИН и СК России озвучили позицию, что в соответствии со ст. 18 Закона о содержании под стражей лицам, заключенным под стражу, предоставляются свидания без ограничения их числа и продолжительности с защитником, т.е. адвокатом, вступившим в уголовное дело. А свидание с адвокатом до его вступления в дело предоставляется в порядке, предусмотренном ч. 3 этой статьи, т.е. на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. По итогам совещания было принято решение о подготовке межведомственного соглашения, которое учитывало бы мнение всех заинтересованных сторон.
После этого ФПА РФ направила замминистра юстиции Алу Алханову, который провел первое совещание, письмо с указанием на несостоятельность ссылок представителей ФСИН и иных силовых структур на положения Закона о содержании под стражей. В частности, указывалось, что в соответствии с нормами УПК РФ адвокат, получивший в установленном порядке ордер, еще до вступления в уголовный процесс вправе иметь свидание с подзащитным, не испрашивая на это разрешения, согласия либо допуска лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
В конце сентября президент ФПА РФ направил еще одно письмо в Минюст, в котором обратил внимание заместителя министра Дениса Новака на случаи нарушения профессиональных прав адвокатов по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи. В частности, сообщалось о ситуации в Кировской области, где региональное УФСИН перестало пускать адвокатов на территорию учреждений УИС по адвокатскому удостоверения, требуя предъявлять также и удостоверения личности.
В ответе на это письмо Денис Новак сообщил, что ФСИН дала территориальным органам разъяснения во избежание случаев нарушения прав адвокатов и их доверителей: им «поручено исключить случаи предъявления требований к адвокатам в части предоставления дополнительных документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, и приема документов, удостоверяющих личность, на временное хранение часовым контрольно-пропускного пункта».
Во время совещания 10 октября президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поблагодарил представителей ФСИН за то, что ведомство пошло навстречу и разъяснило своим сотрудникам порядок пропуска адвокатов на территорию учреждений УИС при исполнении ими профессиональных обязанностей.
Тем не менее в ходе обсуждения сохраняющейся проблемы со случаями недопуска адвокатов к подзащитным в СИЗО под предлогом отсутствия у сотрудников изолятора информации от следователя, что адвокат является защитником того или иного подозреваемого или обвиняемого, единой позиции выработать так и не удалось.
С одной стороны были высказаны предложения о необходимости внесения поправок в законодательство, которые исключили бы варианты толкований положений о порядке предоставления свиданий адвокатов с подзащитными. С другой стороны прозвучали предложения решить вопрос изданием внутриведомственных указаний и нормативов – даже прозвучала идея утвердить новую форму ордера.
Кроме того, высказывалось мнение, что все необходимо оставить как есть: представители СК России продолжают настаивать на том, что адвокат вправе встречаться в СИЗО с подзащитным только после того, как он проинформирует следователя о принятии на себя защиты. Аналогичной позиции придерживаются представители Генпрокуратуры и МВД, которые также выступили против внесения законодательных изменений.
По итогам совещания было принято решение проработать три варианта устранения проблемы.
Во-первых, предложено, чтобы ФСИН совместно с ФПА РФ при участии Минюста согласовали уточнения и дополнения в правила заполнения ордера адвоката, чтобы в ордере, выписанном на основании соглашения или поручения на осуществление защиты, содержалось указание на это. Как отметил вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, именно представители ФСИН выступили с такой инициативой. «Не может не радовать, что столь конструктивное предложение по урегулированию взаимоотношений сотрудников СИЗО, следователей и адвокатов поступило именно со стороны ФСИН», – отметил он.
Также принято решение, что Минюст обобщит информацию и предложения, поступившие от участников совещания, о способах урегулирования всех спорных моментов, с тем чтобы проработать возможные варианты внесения изменений в законодательство и оценить их целесообразность.
В качестве третьего возможного пути разрешения проблемы недопуска адвокатов к подзащитным ФСИН и следственным органам предложено заключить соглашения по информационному взаимодействию или иным способом урегулировать вопрос в части взаимного уведомления об участии адвокатов в тех или иных делах в качестве защитников.
Напомним, ранее вице-президент ФПА РФ Генри Резник высказывал схожую позицию, согласно которой именно органы ФСИН, обладая всей достоверной информацией о том, в производстве какого следователя находится уголовное дело в отношении того или иного заключенного под стражу, должны информировать следственные органы о вступлении адвоката в дело в тот момент, когда он пришел на свидание с подзащитным.
После проработки всех трех вариантов решения проблемы они будут обсуждены на новом межведомственном совещании.