Автор выражает солидарность относительно недостаточной проработанности новеллы налогового законодательства с точки зрения юридической техники. Необходимость изменений в НК РФ, касающихся упорядочения и оптимизации налогообложения, назревала давно, не раз совершались попытки внесения законопроектов по этому вопросу и наконец-то они воплотились в жизнь, но, как оказалось, не в лучшем исполнении. Остается неясным, почему именно эти положения из базового постановления ВС РФ были легализованы в норме права. По сути, новелла требует новых разъяснений и толкований и исключает ее немедленное применение. Законодатель попытался учесть судебную практику, которая легла в основу принятых изменений, но теперь необходимо предоставить время правоприменителю.
Начать хотелось бы с того, что история анализируемых изменений в Налоговый кодекс РФ началась около трех лет назад. При этом первоначальный вариант законопроекта получил отрицательные отзывы профильных комитетов, до рассмотрения парламентом не дошел и был отправлен на доработку.
Затем весной 2015 г. на рассмотрение Государственной Думы представили доработанный проект указанных изменений в НК РФ, который был принят в первом чтении, однако в дальнейшем по не известным до конца причинам его принятие было отложено. В результате законопроект о дополнении НК РФ, подвергнутый дополнительной переработке, был принят парламентом лишь летом 2017 г. Так появилась ст. 54.1.