Сегодня на общественное обсуждение был вынесен проект приказа МВД «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших».
Как указано в пояснительной записке, проект приказа разработан в связи с решением Коллегии МВД России от 30 ноября 2016 г. № 2км по подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов в сфере оперативно-розыскной деятельности.
В проекте указывается, что в случае возникновения у полиции необходимости обратиться к гражданам за помощью в целях раскрытия преступления и задержания лиц, его совершивших, будет объявляться о назначении вознаграждения с обязательным предварительным согласованием в финансово-экономическом департаменте МВД России вопроса о наличии денежных средств на эти цели.
В проекте указываются суммы вознаграждения и лица, которые вправе их устанавливать: до 500 тыс. руб. – по решению руководителя территориального органа МВД, до 3 млн руб. – по решению заместителя министра внутренних дел, а свыше 3 млн руб. – по решению министра.
Решение о выплате будет принимается после задержания лица, за розыск которого объявлено вознаграждение, а также после предъявления обвинения лицу, причастность к преступлению которого установлена по информации, представленной гражданином, либо после принятия по уголовному делу в отношении данного лица решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основанию, предусмотренному п. 3 и 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ либо п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Советник ФПА РФ, член квалификационной комиссии АП Ставропольского края Нвер Гаспарян не сомневается, что выплата полицией вознаграждения за информацию о преступлении позволит улучшить статистику раскрываемости. «Однако само положение не содержит перечня преступлений, по которым оно могло бы применяться. На мой взгляд, вознаграждения гражданам возможны лишь по самым опасным и резонансным преступлениям, а не по всем подряд в зависимости от усмотрения полицейского руководства, как это предусматривается», – указывает советник ФПА РФ. Также он добавил, что к этому механизму нужно обращаться не часто, «иначе невольно создастся атмосфера 1937 г., когда в массовом порядке сосед доносил на соседа».
Адвокат АБ «ЗКС» Алексей Новиков указал на вероятность того, что данная мера будет иметь положительную практику в отечественном законодательстве, тем более что ранее правоохранительными органами неоднократно предлагалось различное денежное вознаграждение за представление информации о месте нахождения тех или иных лиц, числящихся в федеральном или международном розыске. «По понятным причинам статистика применения указанных мер не находится в общем доступе, в связи с чем проанализировать положительную или отрицательную тенденцию данной практики невозможно. Однако следует учитывать и тот факт, что мотивация в виде выплаты вознаграждения для большинства людей будет иметь существенное значение», – пояснил адвокат.
Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил, что институт назначения вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений до сих пор фактически использовался в исключительных случаях, но массового распространения не получал. «В странах Запада он существует уже более ста лет и довольно успешно способствует раскрытию наиболее резонансных и общественно опасных преступлений», – указал эксперт.
Также он пояснил, что МВД России уже пыталось «узаконить» привлечение граждан к безвозмездной помощи органам в предотвращении и раскрытии преступлений по коррупционным составам, однако те крайне неохотно шли на такое сотрудничество. «О закреплении “возмездного” поощрения добровольных помощников в борьбе с преступностью МВД вопрос ставился еще с 2012 г., однако соответствующих правил до сих пор принято не было, – говорит Игорь Бушманов. – Несмотря на это, в федеральный бюджет ежегодно закладываются приличные суммы на данные процедуры».
Вместе с тем эксперт добавил, что возможность личных «усмотрений» в определении значимости представленной информации и сумм вознаграждений, а также массовое применение этого института могут привести к злоупотреблениям. «Так, например, будут возможны ситуации, когда сотрудники спецслужб, получившие соответствующую информацию, могут “легализовать” ее через своих сторонних доверенных лиц, с тем чтобы таким образом получить незаконное вознаграждение. Возможны и иные случаи, в том числе связанные с созданием “искусственных доказательств виновности” и оговором невиновных лиц. Поэтому ставить “на поток” такую систему, по моему мнению, не стоит», – заключил Игорь Бушманов.