На прошлой неделе, как сообщала «АГ», в Госудму был внесен законопроект № 360083-7, которым предлагается признать утратившей силу ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; корреспондирующие изменения предложены в УПК РФ и иные правовые акты.
Авторы законопроекта утверждают, что он направлен на «четкое разграничение между проступками и преступлениями, нарушающими запрет пропаганды и агитации, возбуждающих ненависть либо вражду», а также на приведение норм уголовного закона в соответствие с Конституцией РФ. По их мнению, состав преступления, предусмотренный ст. 282 УК РФ, отличает крайняя некорректность.
«Основным признаком состава преступления, характеризующим общественную опасность указанных действий, является их направленность на “возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц”, то есть целевой признак, относящийся к субъективной стороне. Известно, что законодательное закрепление целевого признака открывает простор для субъективизма правоохранительных органов, поскольку наличие такого признака трудно доказать, но легко приписать. Поэтому даже бытовой проступок может быть квалифицирован как преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ», – подчеркивается в пояснительной записке.
Также отмечается, что ст. 63 УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, уже предусмотрено совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Таким образом, считают авторы проекта, любое деяние может быть квалифицировано и по ст. 282 УК, и по иной статье, но со ссылкой на ст. 63 Кодекса: «Данная ситуация также создает простор для субъективного усмотрения правоохранительных органов».
Достаточно оперативно на законопроект поступили официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ, которые выступили против принятия данных поправок.
В частности, Правительство указало, что в пояснительной записке к законопроекту «не приведены убедительные данные судебно-следственной практики, обосновывающие необходимость внесения предлагаемых изменений». Также в отзыве напоминается, что в 2016 и в 2017 г. Правительство уже отрицательно отзывалось о законопроектах, которыми предлагалось внести изменения в ст. 282 УК РФ или же признать ее утратившей силу, – высказанные замечания по их поводу сохраняют свою силу и по отношению к новому законопроекту.
Верховный Суд также обратил внимание на то, что законодательные решения, направленные на декриминализацию либо криминализацию деяний, требуют особо взвешенного подхода, основанного на результатах уголовно-правовых и криминологических исследований, подтверждающих внесение изменений в уголовное законодательство. Однако в данном случае в пояснительной записке сведений о таких исследованиях не приводится.
«Представляется, что предложение, содержащееся в законопроекте, не в полной мере учитывает позицию законодателя относительно оснований установления уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе», – указал ВС РФ.
Также Суд отметил, что авторы проекта поправок не приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда, выраженную в определениях № 564-О-О/2010, № 1411-О/2017, о котором ранее писала «АГ», а также № 1503-О/2017. Согласно этой позиции, ст. 282 УК РФ «обеспечивает реализацию конституционных и международно-правовых положений и не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данной нормы правоприменительными органами».
Эксперты «АГ» ранее высказали неоднозначное отношение к законопроекту о признании ст. 282 УК утратившей силу.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян не согласился с законодательной инициативой, отметив, что при всех попытках давать юридическую оценку тем или иным нормам права нельзя дистанцироваться от классического правила о том, что закон есть мера политическая. «С учетом многоконфессиональности и многонациональности нашего общества, нацеленности извне на его раскол и дестабилизацию, непростой экономической ситуации данную статью следовало бы пока сохранить. При этом возможна корректировка объективной стороны состава преступления таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ч. 2 ст. 29 Конституции и не допустить расширительного и субъективного ее толкования правоприменителем», – считает эксперт.
Старший партнер КА Pen & Paper, статс-секретарь – заместитель президента ФПА РФ Константин Добрынин в свою очередь обратил внимание на то, что поправки внесены группой депутатов от ЛДПР во главе с руководителем фракции Владимиром Жириновским. По его мнению, тот факт, что инициатива обнародована в преддверии президентских выборов, говорит скорее о том, что она носит агитационный характер, нежели имеет отношение к реальному законотворчеству. Впрочем, эксперт отметил и позитивный момент от такого шага кандидата в президенты РФ: «Единственным плюсом является лишь то, что эта инициатива внесена официально в парламент, а значит, публичное обсуждение ей гарантировано».