×

ВС: В период действия моратория санкции не начисляются только на возникшие до его введения требования

Суд указал, что если требование об уплате задолженности возникло после введения моратория, то неустойка за несвоевременную ее уплату подлежит начислению в обычном порядке без исключения мораторного периода
Фото: «Адвокатская газета»
Как заметила одна из адвокатов, Верховный Суд давно придерживается такой позиции, однако не подчеркивал ее, в результате чего в практике нижестоящих судов до сих пор встречались случаи распространения моратория и на возникшие после его введения требования. Второй полагает, что позиция ВС уменьшит количество злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые под прикрытием моратория нарушали обязательства во вред кредиторам.

20 ноября Верховный Суд вынес Определение № 306-ЭС23-15458 по делу № А57-21765/2022, в котором прояснил порядок применения постановления Правительства РФ о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

Во исполнение договора об энергоснабжении от 1 января 2022 г. ПАО «Саратовэнерго» поставило в июне 2022 г. ГУП Саратовской области «Облводоресурс» электроэнергию на сумму свыше 22,8 млн руб., однако плата за нее не поступила. В связи с этим «Саратовэнерго» обратилось в суд с иском о взыскании с предприятия этой задолженности, а также неустойки за период с 19 июля по 19 сентября 2022 г. в размере более 472 тыс. руб. с последующим ее начислением и взысканием по день фактической уплаты долга. Неустойка исчислена на основании п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике.

Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь Законом об электроэнергетике, ст. 329, 330, 539, 541, 544 ГК, признал доказанным факт поставки истцом энергоресурса и ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по ее оплате на заявленную ко взысканию сумму, поэтому удовлетворил иск в полном объеме.

Читайте также
Введен мораторий на возбуждение банкротных дел по заявлениям кредиторов
Действие шестимесячного моратория не распространяется на должников-застройщиков, если многоквартирные дома и иная недвижимость уже внесены в единый реестр проблемных объектов
04 апреля 2022 Новости

Апелляция изменила решение первой инстанции, отказав «Саратовэнерго» во взыскании неустойки за период с 19 июля 2022 г. до окончания действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами». Суд пришел к выводу, что разрешение вопроса о применении положений Постановления № 497 в части начисления финансовых санкций не зависит от времени возникновения обязательств, т.е. временный запрет на применение соответствующих санкций распространяется на случаи ненадлежащего исполнения обязательств, возникших как до введения моратория, так и в период его действия.

Апелляция также сослалась на аналогию с законодательством, регулировавшим оплату коммунальных ресурсов и услуг и действовавшим в период моратория, введенного в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе мерами, принятыми в 2020 г. по приостановлению начисления неустоек по всей цепочке поставки коммунальных ресурсов и услуг (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Кассация оставила данное решение без изменений.

Не согласившись с постановлениями апелляции и кассации, «Саратовэнерго» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд, указав, что закон не освобождал должников от ответственности по обязательствам, возникшим после введения в действия моратория. Электроэнергия поставлена в июне 2022 г., после чего у «Облводоресурса» возникло обязательство по ее оплате. Таким образом, оснований для освобождения ответчика от ответственности за просрочку платежа не было.

Рассмотрев кассационную жалобу, ВС указал, что согласно ст. 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый правительством. Верховный Суд отметил, что Постановлением № 497 на территории России на полгода был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. На основании п. 7 Постановления Пленума ВС от 24 декабря 2020 г. № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойка, пени за просрочку уплаты налога или сбора, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие.

Читайте также
Пленум ВС утвердил постановление о применении моратория на возбуждение банкротных дел
После доработки редакционной комиссией документ подвергся некоторым изменениям
24 декабря 2020 Новости

Таким образом, разъяснил ВС, по общему правилу в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория. Поскольку в данном случае требование об уплате задолженности за потребленную в июне 2022 г. электроэнергию возникло у «Облводоресурса» после введения моратория, неустойка за несвоевременную уплату спорной задолженности подлежит начислению в обычном порядке без исключения мораторного периода.

Верховный Суд указал, что ссылка апелляции и кассации на Постановление № 424 является ошибочной, поскольку оно носит специальный характер и применяется только к обстоятельствам, послужившим основанием для введения конкретного моратория. Например, пояснил ВС, после введения моратория в марте 2022 г. Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474 не устанавливались ограничения на начисление пеней на задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, возникшую после 1 апреля 2022 г.; определена лишь наименьшая ключевая ставка Банка России для расчета неустойки. Применение моратория на начисление неустойки по обязательствам, возникшим после 1 апреля 2022 г., к лицам, участвующим в правоотношениях, сходных с рассматриваемыми в данном споре, нормативными актами не предусматривалось. Таким образом, он отменил постановления апелляции и кассации, оставив в силе решение первой инстанции.

Как указала в комментарии «АГ» адвокат, советник Nextons Мария Михеенкова, Верховный Суд давно придерживается приведенной в определении позиции, однако не подчеркивал ее: «В результате этого в практике нижестоящих судов до сих пор встречались случаи распространения моратория и на возникшие после его введения требования (в основном в делах, где этот вопрос не акцентировался сторонами). В данном определении ВС решил поставить точку в этом вопросе».

Мария Михеенкова отметила: особенностью данного дела является то, что суды апелляционной и кассационной инстанций, применяя мораторий к возникшим после его введения требованиям, не просто проигнорировали формулировки закона, а привели обоснование своей позиции. Они применили по аналогии специальную норму и указали, что неприменение моратория «ставит в неравное (худшее) положение те субъекты предпринимательской деятельности, которые приняли на себя обязательства в период действия моратория и не исполнили их, по сравнению с теми, кто не исполнил свои обязательства в период, предшествующий мораторию, т.е. в докризисный период». «Однако Верховный Суд не согласился с таким креативным подходом. Вопрос, правильно это или нет, остается открытым, но теперь можно ожидать более единообразной судебной практики по данному вопросу», – заключила она.

Адвокат практики банкротства «Инфралекс» Владимир Исаенко считает, что Верховный Суд корректно истолковал положения п. 7 Постановления № 44, указав, что в нем говорится о неначислении финансовых санкций лишь в отношении требований, возникших до введения моратория. Следовательно, отметил он, начисление неустойки по обязательствам, возникшим в период его действия, является обоснованным. Аналогичный подход ранее выработал АС Уральского округа (постановление от 24 августа № Ф09-5542/23). «Полагаю, что позиция ВС уменьшит количество злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые под прикрытием моратория нарушали обязательства во вред кредиторам», – резюмировал эксперт.

Рассказать:
Яндекс.Метрика