×

Нужно быть честным перед клиентом

«АГ» побеседовала с президентом АП Санкт-Петербурга Ярославом Стасовым
Материал выпуска № 13 (198) 1-15 июля 2015 года.

НУЖНО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ

«АГ» побеседовала с президентом АП Санкт-Петербурга Ярославом Стасовым

Ярослав Стасов рассказал о создании в Северной столице Центра распределения дел по назначению, об организации оказания гражданам бесплатной юридической помощи и принципах, которыми должен руководствоваться адвокат в своей деятельности.

О кабинетах и коллегиях
– Ярослав Павлович, у российской адвокатуры много проблем. Какая из них, на Ваш взгляд, требует скорого решения?
– Проблем, действительно, немало, но мне бы хотелось остановиться на отсутствии стандартов, то есть минимальных требований для учреждения той или иной формы адвокатского образования. И здесь в первую очередь нужно сказать об адвокатских кабинетах, деятельность которых сегодня практически не контролируется. На данный момент человек, только-только получивший статус адвоката, уже может создать свой кабинет. Но если это молодой юрист, не обладающий большим опытом работы, то как же он может работать самостоятельно? Практику он в любом случае знает недостаточно, посоветоваться не с кем. Мое твердое убеждение – из такого юриста никогда не получится стоящего адвоката.

– Вы предлагаете изменить порядок учреждения адвокатских кабинетов?
– Да, я считаю, что для учреждения кабинета у претендента должен быть стаж не менее 10 лет. Плюс ряд определенных стандартов: адвокатский кабинет должен обязательно располагаться в отдельном оборудованным под офис помещении, в рабочее время в нем всегда должен присутствовать секретарь.
Кроме того, необходимо урегулировать отдельные вопросы учреждения адвокатских коллегий и бюро. Знаете, сейчас ведь бывает, что коллегии создаются в составе двух человек. Это не нормально, здесь тоже нужны минимальные требования. В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» нужно четко указать, что в коллегии должно быть не менее десяти адвокатов, в бюро, к примеру, не менее пяти.

Не хватает механизмов воздействия
– Как известно, в большинстве уголовных дел участвуют защитники по назначению. Как распределяются дела данной категории между адвокатами в Санкт-Петербурге?
– С 2006 г. у нас действует система распределения дел по назначению с помощью районных координаторов. Такой подход доказал свою эффективность, однако совсем избежать злоупотреблений не удалось. Совет АП неоднократно рассматривал дисциплинарные дела в отношении адвокатов, участвовавших в делах по назначению по приглашению следователей, игнорируя утвержденные графики работы. В связи с этим принято решение о создании центра, через который с помощью специальной программы будет осуществляться распределение дел. Данную работу курирует вице-президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Татьяна Тимофеева. Она изучила опыт по созданию аналогичных центров в других регионах. Все необходимое для работы центра уже подготовлено и в ближайшие месяцы он начнет действовать. Надеемся, это поможет окончательно решить проблему «карманных» адвокатов.

– Каким образом организована работа по оказанию населению бесплатной юридической помощи?
– У нас заключено соглашение с администрацией Санкт-Петербурга, согласно которому на оказание бесплатной юридической помощи в 2015 г. из бюджета выделено около 20 млн рублей. К этой работе привлечено около 300 адвокатов, они внесены в соответствующие списки. Сведения о них размещаются в различных городских службах, то есть информация об адвокатах доступна для граждан. Стоит отметить, что у нас практически не бывает дисциплинарных производств, связанных с оказанием адвокатами бесплатной юридической помощи.

– Какое внимание палата уделяет работе по повышению квалификации адвокатов?
– Мы ведем регулярную работу по обучению как адвокатов, так и стажеров. В нашем регионе осуществляет работу созданный при АП Санкт-Петербурга Институт адвокатуры. Но при этом хочу отметить, что на сегодняшний день у адвокатских палат нет рычагов контроля выполнения этой обязанности адвокатами. Возможно, следовало бы подумать о проведении переаттестации защитников раз в несколько лет – это многих простимулировало бы к регулярному прохождению обучения.

Однако вопрос об отсутствии у палат рычагов контроля адвокатов касается не только сферы повышения квалификации. Сегодня адвокат фактически что хочет, то и делает – таких вольных условий работы, как в адвокатуре, нет больше нигде. К примеру, необходимо, чтобы адвокаты, состоящие в коллегиях, регулярно сдавали в бухгалтерию коллегии отчеты о своей деятельности – сейчас многие защитники зачастую делают это крайне неохотно, либо вообще не делают. На мой взгляд, если в течение определенного срока адвокат никак о своей работе не отчитывается, то, видимо, он как адвокат не работает, и, возможно, стоит лишить его статуса. Но сейчас нет необходимых механизмов воздействия.

О нарушениях реальных и виртуальных
– Как президент АП Санкт-Петербурга Вы являетесь также председателем квалификационной комиссии. Как Вы считаете, какие нарушения со стороны адвоката должны влечь за собой прекращение статуса?
– В нашей палате чаще всего адвокаты лишаются статуса из-за нарушений финансовой дисциплины: либо при заключении соглашений на ведение дел, либо при нарушении порядка оплаты ежемесячных отчислений на содержание палаты. Согласно решению Совета АП основанием для возбуждения дисциплинарного производства является наличие задолженности за два месяца. Если адвокат пытается объяснять причины появления задолженности, демонстрирует желание исправить ситуацию, мы стараемся не прибегать к крайней мере. Однако в случае, если защитник не считает нужным даже явиться на заседание квалифкомиссии и Совета, как правило, его лишают статуса. Также основаниями для лишения статуса нередко являются случаи введения клиента в заблуждение, сотрудничество с органами предварительного расследования. Но все же нельзя сказать, что есть нарушения, из-за которых в 100% случаев следует лишать адвоката статуса, в каждой ситуации нужно детально изучать обстоятельства.

– Были ли в практики квалифкомиссии дела, когда меры воздействия по отношению к адвокату применялись в связи с его действиями, выходившими за рамки оказания им юридической помощи?
– Это являлось бы нарушением закона, квалификационная комиссия никогда не шла на это. Но иногда в подобных ситуациях члены Совета проводили профилактические беседы с защитниками, позволявшими себе некорректное поведение. Все-таки, даже если мы не можем привлечь адвоката к дисциплинарной ответственности, нужно хотя бы дать ему понять, что подобное поведение совершенно недопустимо. Обычно такие беседы имеют положительный эффект.

– Нужны ли, на Ваш взгляд, рекомендации относительно поведения адвокатов в блогах и социальных сетях?
– К сожалению, видимо, нужны. Хотя воспитанный человек и сам должен понимать, что можно, а что нельзя, во время публичных дискуссий в интернете для этого совсем необязательно даже быть адвокатом.

Не нужно сулить золотые горы
– Вы начали практиковать еще во времена СССР. Как изменилось с тех пор отношение защитников к этическим нормам?
– Отношение изменилось сильно – и не в лучшую сторону. Не стану утверждать, что в прежние времена адвокаты были лучше, однако, в отличие от нынешних защитников, они не позволяли себе многих вещей, которые сегодня, к сожалению, в адвокатском сообществе стали допустимыми. К примеру, было немыслимо выйти в судебное заседание, не подготовившись должным образом, о сотрудничестве с правоохранительными органами и помыслить было нельзя. А сегодня это, увы, в порядке вещей для многих адвокатов, особенно из числа тех, которые приходят в адвокатуру после службы в полиции и СК.

– Что бы Вы посоветовали начинающим адвокатам?
– Самое важное – быть честным перед клиентом. Не нужно врать и сулить золотые горы, ведь будет итоговое решение, судебный приговор – и что тогда? Нужно стараться донести до доверителя объективную картину, сообщить все возможные перспективы, тогда и жалоб на адвокатов будет меньше.

Очень важной составляющей при формировании личности адвоката является необходимость профессиональной учебы, постоянное обновление своих знаний.

– Как Вам видится будущее российской адвокатуры?
– Недавно мы праздновали 150-летие Судебных Уставов Александра II. В истории адвокатуры были разные периоды, но сейчас мы вновь стоим на пороге перемен. Уверен, что к нам придут интересные, талантливые юристы, а у российской адвокатуры впереди будет замечательное будущее.

Записал Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»

Яндекс.Метрика