×

Трудоустройство выпускников

Критерий качества юридического образования МГУ
Материал выпуска № 24 (209) 16-31 декабря 2015 года.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ

Критерий качества юридического образования МГУ

2 декабря в ТАСС состоялась пресс-конференция ФПА РФ «Российское юридическое образование: вчера, сегодня, завтра», участники которой обсудили государственную политику в сфере высшего юридического образования, качество знаний выпускников, вопросы повышения качества юридического образования, его соответствие потребностям практики. Помимо основных спикеров в мероприятии участвовали сотрудники Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, которые поделились данными ежегодных исследований профессиональных траекторий выпускников Юридического факультета МГУ.

Одной из главных задач высшей школы является подготовка кадров, востребованных на современном рынке труда. Адаптивные компетенции современного юриста зависят от опережающего характера знаний, которые он способен получить в учебной аудитории. Работодатели обычно проявляют заинтересованность в приобретенных практических навыках потенциального работника, способного к активному самообучению.

В настоящее время конъюнктура рынка труда существенным образом изменилась в сторону увеличения потребностей в специалистах широкого профиля, способных к самостоятельному принятию решений. Основными требованиями, предъявляемыми работодателями к потенциальным сотрудникам, в первую очередь являются: профессиональная подготовка в области различных отраслей права; владение иностранными языками; умение реализовывать на практике полученные знания; высокий уровень общей культуры; готовность переключаться с одной задачи на другую; умение работать на результат; компьютерная грамотность. Выпускники Юридического факультета МГУ обладают именно такими фундаментальными знаниями и компетенциями благодаря устойчивой традиции классической модели университетского образования.

Ежегодные исследования профессиональных траекторий выпускников Юридического факультета МГУ позволяют выявить последние изменения в профессиональных предпочтениях студентов, а также соответствие профессиональных притязаний вероятным трудовым вакансиям. Практически все выпускники (более 90%) считают, что объем знаний, полученный в процессе учебы, в целом достаточен для успешной профессиональной деятельности по полученной специализации. Обучение в Московском государственном университете традиционно рассматривается как фактор, обеспечивающий конкурентное преимущество выпускникам на рынке труда и хорошие карьерные перспективы в профессиональной сфере (см. Рис. 1).

Сохраняет свое значение для студентов Юридического факультета престижность диплома и профессии. Наряду с получением знаний, особое значение имеют возможность общения с лучшими преподавателями, самосовершенствование и развитие в высокоинтеллектуальной профессиональной среде, а также формирование высокого уровня культуры, необходимого для будущего специалиста. В то же время наметились новые тенденции. Перспективы работы или обучения за рубежом привлекают лишь незначительное количество обучающихся, в три раза сократилась доля респондентов, желающих учиться или работать за границей, по сравнению с 2011 г.

Высокий статус диплома МГУ в профессиональном сообществе формирует и соответствующие ожидания студентов Юридического факультета относительно будущего места работы. По-прежнему наибольшую привлекательность сохраняет построение бизнес-карьеры. Так, согласно данным опроса студентов 1–4 курсов 2015 г., с бизнесом хотели бы связать свою жизнь 59,9% опрошенных.

В соответствии с принципом непрерывности образования, отражающим тенденции последних лет, утвердилась установка на продолжение образования в магистратуре или аспирантуре, или получение второго высшего образования (37,4%). По сравнению с предыдущими исследованиями, доля студентов, уделяющих внимание повышению своей конкурентоспособности через образование, увеличилась практически в два раза.

Следует отметить значительный рост привлекательности государственной службы как будущего вида профессиональной деятельности (2008 г. – 17,5%; 2011 г. – 28,5%; 2015 г. – 32,5%), в то же время снизилось стремление к политической карьере (2011 г. – 15,1%; 2015 г. – 10,1%). Неуклонно падает престижность преподавательской деятельности (2008 г. – 17,5%; 2011 г. – 13,6%; 2015 г. – 12,7%). Данные, полученные в ходе опроса, подтверждают тенденцию на дальнейшее сокращение интереса к научной работе. Если в 2008 г. научно-исследовательской деятельностью предполагали заниматься 13%, в 2011 г. – 10,2%, то в настоящий момент – лишь 9,8% из числа респондентов.


Анна КЛОЧКОВА,
заведующий лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук

Алла ШАРОНОВА,
старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения Юридического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат философских наук

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 24 за 2015 г.