×

Меньше спама, больше конфиденциальности

О законопроектах, предполагающих регулирование деятельности мессенджеров и предусматривающих обязательную идентификацию пользователей.
Катков Алексей
Управляющий партнер юридической компании «Катков и партнеры»
Первый из них состоит из нескольких частей.

Часть первая вводит понятия «информационно-коммуникационный сервис» и «информационно-коммуникационный сервис для обмена мгновенными сообщениями». По нашей оценке, создание и совершенствование понятийного аппарата в этой сфере –  хорошая тенденция, так как позволяет упорядочить рынок с точки зрения его субъектного состава. Достаточно взглянуть на сегодняшнюю проблематику регулирования аудиовизуальных сервисов, ОТТ, IPTV, чтобы понять, насколько важно отделять одно от другого в контексте такой тонкой правовой материи, как законодательство об информации и связи.

Вторая часть законопроекта устанавливает норму, согласно которой организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан ограничивать по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти рассылку массовых электронных сообщений, а также передачу электронных сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Это новелла, однако, по сути, в ней нет ничего особенного. В российском законодательстве введены ограничения для распространения запрещенной (например, экстремистской) информации в СМИ, в сети «Интернет», и мессенджеры – просто еще одна область данного ограничения.

В третьей части предусматриваются дополнительные обязанности организаторов распространения информации. Среди них – идентификация пользователей, обеспечение технической возможности отказа от получения сообщений, конфиденциальности передаваемых сообщений, рассылок по инициативе органов власти, ограничение массовой рассылки сообщений и рассылки сообщений, нарушающих закон, предоставление информации уполномоченному органу власти. По существу данных требований можно сказать следующее. С одной стороны, это регуляторная нагрузка на игроков данного рынка. С другой стороны, в ряде указанных ограничений есть рациональное зерно. Например, отказ от сообщений и ограничение массовых рассылок фактически представляют собой борьбу со спамом. Обеспечение конфиденциальности – полезная вещь. Наиболее спорной представляется идентификация. Хотя нельзя не признать, что как бы настораживающе ни звучало «в интернет по паспорту», принцип «знаю своего клиента» всегда повышает прозрачность и безопасность процесса.

Четвертая часть законопроекта является наиболее серьезной, поскольку содержит конкретные ограничения субъектов данных норм. По смыслу проектируемой статьи за невыполнение предусмотренных законом требований мессенджер может быть заблокирован.

Второй законопроект действует по принципу «гипотеза – диспозиция – санкция». И если первые две составляющие включены в первый законопроект, то третья традиционно проектируется в качестве нового административного состава в КоАП РФ. Наиболее серьезной мерой ответственности в данном случае является штраф до 1 млн руб. Оценивая  эффективность данной нормы, следует иметь в виду следующие моменты. Во-первых, для крупного мессенджера штраф в размере указанной суммы едва ли покажется чувствительной мерой по сравнению с доходами, которые он получает от деятельности. Во-вторых, возникает вопрос о порядке взыскания штрафа: большинство мессенджеров принадлежит иностранным компаниям, а исполнение решений российских судов за рубежом – дело непростое. Надо понимать, что самое страшное для такого сервиса – блокировка и потеря пользовательского и рекламного трафика, и работать в этом направлении. Хотя в итоге законодателем должен быть соблюден баланс между строгостью правового регулирования и свободой деятельности игроков интернет-рынка.

Рассказать: