×
Проценко Татьяна
Проценко Татьяна
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер МАБ «Проценко и партнеры»

В повестку дня предстоящего Х Всероссийского съезда адвокатов включен вопрос о внесении поправок в Кодекс профессиональной этики адвокатов. Отдельные положения проекта получили горячее одобрение коллег, некоторые вызвали споры.

Одним из таких спорных положений, предлагаемых к внесению в КПЭА, стала поправка в п. 7 ст. 18 о том, что в случае повторного прекращения адвокатского статуса за нарушение норм Закона об адвокатуре и норм КПЭА срок недопуска к повторной сдаче квалификационного экзамена должен быть увеличен до пяти – семи лет.

Меня тоже заинтересовал данный вопрос. Предлагаю коллегам вместе в нем разобраться.

Итак, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре лицо, чей адвокатский статус прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов РФ. И всё, точка. То есть никакого повторного получения статуса адвоката Закон не предусматривает.

Буквальное толкование данной нормы представляется, на мой взгляд, чрезмерно строгим. Действительно, бывают же ситуации, когда коллега оступился, но признал ошибку, исправился – не лишать же его статуса пожизненно?

Видимо, именно так рассуждали коллеги, принимая КПЭА и включая в него норму о возможности повторного получения статуса адвоката через определенное время после его прекращения. Срок этот устанавливается советом палаты при принятии решения о прекращении адвокатского статуса и составляет в соответствии с п. 7 ст. 18 КПЭА от года до пяти лет. Гуманно? Думаю, более чем! За этот срок коллега может осознать свои ошибки, сделать выводы и вернуться в профессию.

Теперь при повторном прекращении статуса этот срок предлагается увеличить. Сам факт повторного прекращения – уже нонсенс: что такое должен совершить адвокат, чтобы его статус вновь прекратили? А уж «возвращение» статуса в таком случае вообще вызывает массу сомнений.

Читайте также
Эльман Пашаев лишен статуса адвоката
Совет АП Республики Северная Осетия – Алания согласился с выводами квалификационной комиссии о наличии в действиях защитника грубых нарушений
18 сентября 2020 Новости

Пожалуй, самыми «громкими» дисциплинарными делами, повлекшими прекращение статуса, стали дисциплинарные производства в отношении адвокатов Эльмана Пашаева и Александра Добровинского в 2020 г. И тут адвокатское сообщество с удивлением узнало, что статус Эльмана Пашаева прекращается не в первый раз – он уже трижды (!) прекращался и Пашаев вновь его получал спустя непродолжительный срок. Многие тогда задались вопросом: как такое возможно?

Действительно, как? Прекращение статуса – самая строгая, крайняя мера дисциплинарного воздействия, она применяется только при очень серьезных нарушениях закона и адвокатской этики. И вот адвокат, вернувший статус, опять совершает дисциплинарный проступок, влекущий данную меру ответственности. Означает ли это, что его проступок не был случайностью? Что он своих ошибок не осознал и выводов не сделал? Вернувшись в профессию, продолжил заниматься тем же, за что уже «терял» статус?

Нужен ли вообще в адвокатских рядах подобный «рецидивист», ведь в том числе и по таким коллегам судят об адвокатской корпорации в целом – то есть о каждом из нас?

Любой вид ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная и т.д.) предусматривает более строгий вид наказания в случае повторного нарушения. Получается, что только в адвокатуре можно бесконечно совершать нарушения, получать одно и то же наказание и возвращаться, чтобы снова допускать те же проступки?

В своей практике мы нередко обращаемся к опыту европейских коллег. Я решила выяснить, как иностранные коллеги решают такого рода проблемы.

Первое, на что обратила внимание, – виды дисциплинарного воздействия, которые у нас законом не предусмотрены. Например, в ряде стран существует временный запрет на осуществление адвокатской деятельности на различный срок, иногда с наложением дополнительных обязательств (например, о повышении квалификации или выплате полученных гонораров). В Англии и Испании временный запрет может быть наложен на срок до двух лет, в США – до трех, в Италии и Германии – до пяти.

Еще один «экзотический» для российской адвокатуры вид дисциплинарного воздействия – штраф. Причем его размер может быть существенным. Так, в Германии он доходит до 25 тыс. евро, а в Англии – до 60 тыс. фунтов стерлингов.

С прекращением статуса все тоже довольно строго. В Италии повторно получить статус после его лишения можно только через пять лет, в Германии – через восемь. В Испании по истечении пяти лет после прекращения статуса адвокат должен пройти курс обучения по программе профессиональных деонтологических (морально-нравственных) норм, а также доказать, что он не был участником дел об унижении достоинства или неуважения к ценностям при исполнении профессиональных и деонтологических обязательств. Решение о повторной выдаче лицензии рассматривается с обязательным изучением следующих обстоятельств:

  • отсутствия уголовного преследования в отношении такого лица в период после наложения санкции в виде исключения из Коллегии, а также ранее наложенных дисциплинарных санкций;
  • минимального размера причиненного ущерба, возникшего в связи с совершением нарушения, и факта его возмещения;
  • факторов, позволяющих оценить степень влияния поведения адвоката на его будущую профессиональную деятельность.

В США лицо, чей адвокатский статус прекращен, в исключительных случаях не ранее пяти лет с момента прекращения может ходатайствовать о его возвращении, но процедура крайне сложна – в суд представляется заключение адвокатуры штата, претендент должен доказать, что соответствует определенным критериям, снова сдать экзамен, а также соблюдать условия, если суд таковые установит. Общая рекомендация Американской Ассоциации юристов (АВА) – не давать статус повторно, только в исключительных случаях.

В Англии, Франции, Польше, Латвии повторное получение статуса адвоката невозможно. То есть совершил серьезный проступок – получи временный запрет на работу на несколько лет, заплати крупный штраф. Не сделал выводов после этого, совершил еще один – лишаешься профессии навсегда. При этом, как мы знаем, в этих странах введена адвокатская монополия – то есть прекращение статуса означает лишение профессии в буквальном смысле: ни по гражданским делам, ни по доверенности, ни каким бы то ни было другим способом в суд в качестве представителя больше не попадешь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что иностранные коллеги не хотят видеть в своих рядах злостных нарушителей.

А мы хотим?

Рассказать:
Другие мнения
Зайцев Владимир
Зайцев Владимир
Адвокат АП Алтайского края, председатель Первой коллегии адвокатов Алтайского края
Адвокаты чувствуют, что они «всегда на работе»
Методика адвокатской деятельности
Причины профессионального выгорания, его профилактика и преодоление в составе коллективных адвокатских образований
18 июля 2024
Адвокатура – моя жизнь
Адвокатская деятельность
Автобиографические заметки
18 июля 2024
Черкасов Геннадий
Черкасов Геннадий
Адвокат АП Новосибирской области
Со стороны адвокатуры предприняты необходимые шаги
Профессиональная этика
О регулировании коммерческих услуг по подбору адвоката и организации защиты
12 июля 2024
Татарович Игорь
Татарович Игорь
Член Совета АП Воронежской области
Отдельные практические проблемы определения размера гонорара адвоката и предложения по их разрешению
Методика адвокатской деятельности
Способы минимизации рисков
20 июня 2024
Маценко Максим
Маценко Максим
Адвокат АП Г. Москвы, руководитель уголовной практики Vinder Law Office
Заключить соглашение правильно!
Профессиональная этика
Немного о предмете, сроках и условиях расторжения
28 мая 2024
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Дополнительный и необходимый инструмент реализации права на защиту
Профессиональная этика
Нюансы заключения соглашения на юрпомощь в интересах третьего лица
15 мая 2024
Яндекс.Метрика