Пандемия внесла коррективы не только в работу судов, но и в режим содержания в следственных изоляторах.
На днях СМИ и соцсети облетели фотографии направлявшихся в московские СИЗОадвокатов в костюмах химзащиты Л-1. Оказывается, для свидания с подзащитными адвокатов обязывают надеть эти костюмы, но даже в них разрешено проходить только в комнату краткосрочных свиданий – то есть общаться с доверителем предлагаетсячерез стеклос помощью переговорного устройства (телефонной трубки). Вадвокатской среде эта новость вызвала противоречивую реакцию – от возмущений по поводу нарушения профессиональных прав до удивления «а чего вы ломитесь в СИЗО в такой период, неужели нельзя подождать?».
Вопрос действительно сложный и труднорешаемый в ситуации всеобщей самоизоляции и угрозы заражения смертельно опасным вирусом.
С одной стороны, «занести»коронавирус в закрытое учреждение, где сотни граждан находятся в изоляции, будет равно катастрофе. Вирус в закрытом пространстве при скоплении людей распространится быстро, бороться с ним и лечить пострадавших будет крайне сложно, под угрозой окажутся как содержащиеся под стражей граждане, так и сотрудники ФСИН. Как указала Всемирная организация здравоохранения, в случае проникновения COVID-19 в закрытые учреждения он может распространиться молниеносно и поразить до 100% содержащихся там лиц. Да тут не только костюм химзащиты Л-1 заставишь надеть, а космический скафандр!
С другой стороны, в этот сложный период находящимся под стражей лицам остаться без связи с внешним миром совсем страшно. И дело даже не в возможности злоупотреблений со стороны сотрудников ФСИН или нарушениях прав граждан, содержащихся в изоляторах (хотя и это оставлять без внимания нельзя), – в сегодняшней ситуации обычные вопросы волнуют их больше, чем обычно: как там родные, семья, что с уголовным делом, когда следователь планирует следственные действия, когда начнутся судебные заседания, как подать жалобы, если суды не работают?
Как руководитель адвокатского образования в этих обстоятельствах рекомендую адвокатам следующее.
Во-первых, максимально снизить количество посещений СИЗО и для неконфиденциального общения перейти на другие виды связи: использовать сервисы ФСИН для переписки; ряд услуг для осужденных (в том числе видеозвонки) предлагает приложение «Зонафон». Подозреваемые (обвиняемые),содержащиеся под стражей, могут обратиться к следователю с ходатайством о получении разрешения на телефонный звонок близким или адвокату.
Во-вторых, при необходимости посещения подзащитных в СИЗО следует соблюдать все меры санитарно-эпидемиологической безопасности, не подвергая риску заражения ни себя, ни подзащитных (хотя костюм химзащиты, на мой взгляд, все-таки лишнее).
Обеспечением безопасности находящихся под стражей лиц обеспокоены и правительство, и международные организации.
Так, премьер-министр РФ Михаил Мишустин 31 марта дал поручение «Минпромторгу, Минюсту и Минфину России обеспечить учреждения ФСИН необходимыми средствами индивидуальной защиты, тест-системами и медоборудованием для борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Срок – 1 апреля 2020 года».
Очевидно, что под средствами защиты подразумевались не те костюмы, которые выдали адвокатам в СИЗО-6 и СИЗО-7 (фотографии посещающих в костюмах химзащиты указанные московские изоляторы адвокатов облетели Интернет), а те, которыми пользуются медработники, – современные, легкие и более удобные. Понятно, что сегодня их не хватает, но обеспечить адвокатам и их подзащитным безопасность во время свиданий, считаю, крайне необходимо.
Видимо, исполняя поручение премьер-министра и пытаясь обезопасить сотрудников пенитенциарных учреждений и содержащихся под стражей лиц, но не имея для этого необходимых средств защиты, сотрудники СИЗО и выдали адвокатам то, что было в наличии: костюмы химзащиты Л-1, совершенно не приспособленные для этих целей – резиновые, тяжелые, пересыпанные тальком. В них невозможно долго находиться в маленьком помещении комнат для свиданий, нормально разговаривать, одежда адвокатов испачкана тальком. Более того, и этих костюмов не хватает, а без них в СИЗО не пускают.
Думаю, данную проблему необходимо решать на федеральном уровне. В соцсетях появилась информация, что президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко уже обратился в Минюст России и ФСИН по данному вопросу. Надеюсь, наиболее оптимальные точки взаимодействия между адвокатами и сотрудниками пенитенциарных учреждений будут найдены и с понедельника мы сможем попасть к подзащитным в обычном виде, но соблюдая требуемые в период пандемии меры предосторожности.