С большим интересом прочел статью вице-президента АП Ставропольского края Никиты Трубецкого о пределах полномочий защитника по назначению в свете кассационного обжалования «промежуточных» судебных решений.
Отличительной особенностью публикаций Никиты Трубецкого, на мой взгляд, является точечное выделение проблем, возникающих в работе коллег, назначенных для участия в уголовном судопроизводстве в качестве защитника.
Вот и сейчас он поднял вопрос о пределах полномочий адвоката, участвующего в качестве защитника по назначению на стадии досудебного производства.
Справедливо отмечая, что участвующий по назначению суда первой инстанции адвокат ограничен правом и обязанностью подачи при необходимости апелляционной жалобы на приговор (или иное итоговое решение по существу) суда, коллега обоснованно указал, что подача кассационной жалобы на итоговое судебное решение не следует из обязанностей защитника по назначению на стадии апелляционного рассмотрения (соответственно, и на предыдущих стадиях уголовного судопроизводства).
Далее автор мотивированно настаивает, что назначенный в ходе досудебного производства адвокат имеет право на обжалование «промежуточных» решений в кассационном порядке, и обосновывает свой вывод содержанием п. 9 Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве и Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам о некоторых вопросах полномочий адвоката при осуществлении защиты на стадии предварительного расследованияот 29 апреля 2020 г. № 02/20, п. 2 и 4 ст. 13 КПЭА в части обязанности адвоката обжаловать постановление суда первой инстанции об избрании подзащитному меры пресечения при наличии его просьбы – независимо от того, участвует адвокат в деле по назначению либо по соглашению.
При этом Н. Трубецкой правильно подчеркнул, что на подачу такой кассационной жалобы назначенному адвокату не требуется заключение соглашения или получение дополнительного (нового) назначения.
В соответствии с п. 3 Рекомендаций Совета ФПА об обеспечении непрерывности защиты по назначению (утверждены Решением Совета ФПА от 28 ноября 2019 г.) адвокат, принявший поручение на защиту по назначению в досудебном производстве, обязан участвовать не только в процессуальных действиях, проводимых следователем (дознавателем), но и в судебно-контрольном производстве в первой и апелляционной инстанциях (при избрании, изменении и продлении меры пресечения, мер процессуального принуждения, обжаловании действий (бездействия) и решений в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, и др.), если он уверен в том, что судами первой и второй инстанций по делу в отношении подзащитного допущены фундаментальные нарушения материального и процессуального права. При этом он не только вправе (как пишет Н. Трубецкой), но и обязан по согласованию с доверителем подавать кассационную жалобу.
К сожалению, в статье не отражен вопрос оплаты подготовки и подачи защитником кассационных жалоб и участия в судебном заседании кассационной инстанции. Представляется, что здесь могут возникнуть сложности, связанные с отсутствием практики, которые, хочется надеяться, будут разрешены.