×
Оникиенко Ирина
Оникиенко Ирина
Партнер юридической фирмы Capital legal services, член Совета ФПА РФ

На днях состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждалось внесение изменения в ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката. Напомню содержание п. 1 этой статьи. Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Предпосылками для обсуждения стали жалобы доверителей на недостоверную информацию об адвокатах, многочисленные примеры антирекламы адвокатской деятельности в интернете, вопросы коллег-адвокатов, связанные с неопределенностью толкования установленных в ст. 17 КПЭА ограничений.

Является ли рекламой информация, размещаемая адвокатом? Допустима ли реклама адвокатской деятельности? Не потеряют ли адвокаты конкурентное преимущество перед юристами, не ограниченными в возможностях размещения рекламы? Распространяется ли Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» на информацию о профессиональной деятельности адвоката и уполномочены ли антимонопольные органы проверять ее на соответствие законодательству? Как обстоят дела с рекламой у европейских коллег? На эти и другие возникшие у адвокатов вопросы мы попытались найти ответы в ходе обсуждения, но, откровенно говоря, к единому пониманию так и не пришли, это еще предстоит сделать.

Пока же поделюсь своими соображениями. Прежде всего мне хотелось бы, чтобы адвокатура руководствовалась принципом «все разрешено, что не запрещено». Ограничения и запреты должны быть понятны и оправданны, к примеру, целью защиты интересов адвокатского сообщества либо доверителей. Поэтому я считаю, что запрет рекламы недопустим.

Является ли информация об адвокате и адвокатской деятельности рекламой? Да, отчасти. И требования к размещению такой информации должны быть сформулированы четко и ясно.

Цель положений ст. 17 КПЭА понятна, но в настоящее время она утратила актуальность, а некоторые моменты и вовсе вызывают недоумение. К примеру, норма подп. 1 п. 1 запрещает включать оценочные характеристики адвоката. Но допустим,  адвокат всем известен как один из лучших специалистов в конкретной области. Почему же он не может об этом сообщить? Или подп. 2 п. 1 той же статьи: нельзя использовать отзывы других лиц. Отчего же? Чьи права этим могут быть нарушены? Почему будущий доверитель не может знать, что адвоката рекомендует, к примеру, компания с высокой репутацией? Если эта информация достоверна, то запрещать ее использование неправильно.

Таким образом, я бы подходила к положениям ст. 17 КПЭА не с позиции «как нельзя», а иначе – «как можно и должно». Главными требованиями к рекламе должны быть достоверность и добросовестность. Именно на этот «стержень должны нанизываться» остальные критерии.

Конечно, регулирование рекламы и корректировка положений ст. 17 КПЭА – это не самые злободневные вопросы, стоящие перед адвокатским сообществом. Можно было бы отложить их на потом. Но, как известно, дьявол в деталях, а к адвокатуре, как никогда ранее, приковано внимание юридического сообщества. В преддверии реформы нам необходимо помнить, что акты, регулирующие адвокатскую деятельность, рассматриваются теперь с точки зрения привлекательности корпорации и ее конкурентоспособности, а это значит, что адвокатуре придется меняться.

Рассказать:
Другие мнения
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
«Гонорар успеха» не противоречит позиции КС
Профессиональная этика
Суд предположил возможность его введения в законодательство об оказании квалифицированной юрпомощи
29 Января 2019
Жмурков Максим
Жмурков Максим
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Адвокат»
Конституционная полузащита «разумного ожидания»
Профессиональная этика
Изменения в Закон о банкротстве в плане оспаривания «гонорара успеха» при банкротстве доверителя
25 Января 2019
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов»
О формировании гонорарной политики с точки зрения эффективности защиты
Профессиональная этика
Помесячная оплата как наиболее удобный вариант для адвоката и доверителя
24 Января 2019
Соловьёва Елена
Соловьёва Елена
Адвокат АП г. Москвы,  директор центра медиации Института судебного представительства Российской академии адвокатуры и нотариата
Дискуссионный вопрос
Методика адвокатской деятельности
Может ли адвокат, участвующий в деле, быть медиатором в рамках указанного дела?
26 Декабря 2018
Морозов Сергей
Морозов Сергей
LL.M., юрист международной юридической фирмы Beiten Burkhardt, сопредседатель Young IMA при Российском арбитражном центре (комитет по медиации)
Адвокат как медиатор
Методика адвокатской деятельности
Все больше адвокатов будет задействовано в медиации
26 Декабря 2018
Зурабян Артур
Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX
В условиях доверия
Методика адвокатской деятельности
О формах участия адвоката в процедуре медиации
26 Декабря 2018