×

О рекламе: почему надо изменить ст. 17 КПЭА

Неопределенность содержащихся в статье формулировок вызывает много вопросов
Оникиенко Ирина
Оникиенко Ирина
Партнер юридической фирмы Capital legal services

На днях состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждалось внесение изменения в ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката. Напомню содержание п. 1 этой статьи. Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Предпосылками для обсуждения стали жалобы доверителей на недостоверную информацию об адвокатах, многочисленные примеры антирекламы адвокатской деятельности в интернете, вопросы коллег-адвокатов, связанные с неопределенностью толкования установленных в ст. 17 КПЭА ограничений.

Является ли рекламой информация, размещаемая адвокатом? Допустима ли реклама адвокатской деятельности? Не потеряют ли адвокаты конкурентное преимущество перед юристами, не ограниченными в возможностях размещения рекламы? Распространяется ли Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» на информацию о профессиональной деятельности адвоката и уполномочены ли антимонопольные органы проверять ее на соответствие законодательству? Как обстоят дела с рекламой у европейских коллег? На эти и другие возникшие у адвокатов вопросы мы попытались найти ответы в ходе обсуждения, но, откровенно говоря, к единому пониманию так и не пришли, это еще предстоит сделать.

Пока же поделюсь своими соображениями. Прежде всего мне хотелось бы, чтобы адвокатура руководствовалась принципом «все разрешено, что не запрещено». Ограничения и запреты должны быть понятны и оправданны, к примеру, целью защиты интересов адвокатского сообщества либо доверителей. Поэтому я считаю, что запрет рекламы недопустим.

Является ли информация об адвокате и адвокатской деятельности рекламой? Да, отчасти. И требования к размещению такой информации должны быть сформулированы четко и ясно.

Цель положений ст. 17 КПЭА понятна, но в настоящее время она утратила актуальность, а некоторые моменты и вовсе вызывают недоумение. К примеру, норма подп. 1 п. 1 запрещает включать оценочные характеристики адвоката. Но допустим,  адвокат всем известен как один из лучших специалистов в конкретной области. Почему же он не может об этом сообщить? Или подп. 2 п. 1 той же статьи: нельзя использовать отзывы других лиц. Отчего же? Чьи права этим могут быть нарушены? Почему будущий доверитель не может знать, что адвоката рекомендует, к примеру, компания с высокой репутацией? Если эта информация достоверна, то запрещать ее использование неправильно.

Таким образом, я бы подходила к положениям ст. 17 КПЭА не с позиции «как нельзя», а иначе – «как можно и должно». Главными требованиями к рекламе должны быть достоверность и добросовестность. Именно на этот «стержень должны нанизываться» остальные критерии.

Конечно, регулирование рекламы и корректировка положений ст. 17 КПЭА – это не самые злободневные вопросы, стоящие перед адвокатским сообществом. Можно было бы отложить их на потом. Но, как известно, дьявол в деталях, а к адвокатуре, как никогда ранее, приковано внимание юридического сообщества. В преддверии реформы нам необходимо помнить, что акты, регулирующие адвокатскую деятельность, рассматриваются теперь с точки зрения привлекательности корпорации и ее конкурентоспособности, а это значит, что адвокатуре придется меняться.

Рассказать:
Другие мнения
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Почетный адвокат России, партнер INTELLECT
Ремесленник или профессионал?
Методика адвокатской деятельности
Неважно, считаете ли вы себя профессионалом, – важно, чтобы другие были согласны с этим
15 апреля 2025
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, к. ю. н., доцент РАНХиГС
Индивидуальный стиль адвоката
Методика адвокатской деятельности
Это совокупность знаний, опыта и личной харизмы
15 апреля 2025
Поляков Игорь
Поляков Игорь
Член Совета АП Приморского края, почетный юрист Приморского края, к.ю.н.
Как стать успешным адвокатом
Методика адвокатской деятельности
Размышления с учетом 30-летнего стажа в профессии
15 апреля 2025
Косатых Екатерина
Косатых Екатерина
Адвокат, член АП Воронежской области, филиал Воронежской областной коллегии
адвокатов «Адвокатская контора “Денисов и партнеры”», преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»
Не каждый пенсионер имеет право на бесплатную юридическую помощь
Бесплатная юридическая помощь и pro bono
Споры в области пенсионного обеспечения не утрачивают актуальность
08 апреля 2025
Стоцкая Наталия
Стоцкая Наталия
Исполнительный директор адвокатского бюро «А1», руководитель благотворительной платформы LegalCharity
Особенности развития практики pro bono в России
Бесплатная юридическая помощь и pro bono
Примерная стоимость pro bono часов, отработанных в 2024 г., – около 12 млрд руб.
04 апреля 2025
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, к. ю. н., доцент РАНХиГС
Грани коллизионной защиты
Профессиональная этика
Необходимость учитывать интересы других соучастников носит вторичный характер по отношению к обязанности защищать своего доверителя
01 апреля 2025
Яндекс.Метрика