×

Опасный эксцесс в сфере законотворчества

Казахских адвокатов могут лишить профильного закона и обязать согласовывать все свои решения и действия с уполномоченным органом
Тугел Ануар
Тугел Ануар
Председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Казахстан

Выступая 4 сентября 2017 г. перед депутатами парламента, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что депутаты при принятии законов должны советоваться с народом. «Казахстанцы имеют полное право быть в курсе всех законодательных новаций и наших решений», – сказал глава государства. По словам президента, население не всегда информировано и не знает о своих правах и обязанностях, вытекающих из новых законов. А принимая особо «чувствительные» законы, члены правительства и депутаты не советуются с обществом и не разъясняют необходимость принятия того или иного законопроекта. В итоге происходят эксцессы, пояснил глава государства (по сообщению корреспондента Zakon.kz).

Меня поразило, насколько сказанное касается проекта закона «О юридической помощи». Здесь действительно имеет место эксцесс исполнителя. Нельзя сказать, что адвокатское сообщество не было извещено о необходимости представить свои предложения. Мы осознавали и осознаем необходимость перемен и совершенствования института адвокатуры с учетом накопленного опыта. Но все дело в том, что мы готовили предложения по совершенствованию Закона «Об адвокатской деятельности», а столкнулись с тем, что этот закон разработчики предлагают признать утратившим силу. Необходимость такого законодательного эксперимента нам до сих пор не разъяснена. С нами по этому вопросу не посоветовались. С населением – и подавно.

Президент в своем выступлении также отметил, что особое внимание следует уделить разъяснительной работе, в том числе нужно это делать и членам правительства. Он выразил уверенность, что казахстанцы имеют полное вправо быть в курсе всех законодательных новаций и решений. Глава государства прямо указал, что правительство остается основным разработчиком большинства законопроектов в рамках ежегодного плана законопроектных работ. Однако ознакомившись с Концептуальным планом законотворческой работы, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 г. № 314, и Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2017 г., утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 г. № 905, мы упоминаний о данном законопроекте не нашли.

Министерство юстиции входит в структуру правительства, в связи с чем мы надеемся получить от него необходимые разъяснения. Вопросов, связанных с подготовкой резонансного законопроекта, возникло столько, что мы вынуждены были обратиться в Минюст с двумя запросами. В своих обращениях мы пытаемся получить информацию для ответов на следующие вопросы: в рамках чьей инициативы разрабатывается законопроект? Почему он не включен в текущие и перспективные планы? Почему не соблюдается процедура его обсуждения? (Подробнее с текстами запросов можно ознакомиться на сайте Республиканской коллегии адвокатов.)

Если правительство не знает об инициативах Минюста и их не санкционировало, то действительно имеет место эксцесс. Тогда возникает вопрос: в чьих интересах действует исполнитель?

Выступая на эту тему в парламенте, президент добавил: «При этом, как всегда, следует исходить из общегосударственных, а не узковедомственных региональных интересов. Мы это наблюдаем».

Вот мы и наблюдаем, что при разработке концепции закона «О юридической помощи» присутствует далеко не общегосударственный, а узковедомственный интерес. Разработчики сосредоточили свои усилия в области совершенствования юридической помощи на том, чтобы лишить адвокатов профильного закона и обязать их согласовывать все свои решения и действия с уполномоченным органом.

Нужно согласиться со словами президента, что в последнее время законотворческий процесс стал более прозрачным, проводятся парламентские слушания, к рассмотрению проектов привлекаются эксперты, представители гражданского общества и СМИ. Однако любые проекты законов, которые затрагивают права и свободы граждан, надо принимать только в том случае, если народ поддерживает их, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. «Все зависит от того, как разъясним. Иногда не хватает [разъяснений]: за высокими словами и терминами человеческим языком не объясняем людям, что мы хотим сделать, а ведь желание и парламента, и правительства, и мое – это же благо людей, правильно? Давайте разъясним, за какое благо людей мы принимаем те или иные решения. Это от нас зависит, и мы можем это делать. В этой работе должны участвовать все: и правительство, и парламент, и госаппарат, и экспертное сообщество», – заключил он.

К этому трудно что-либо добавить. Но что мы имеем в нашем случае? В соответствии с п. 8 ст. 18 Закона «О правовых актах» проекты нормативных правовых актов, касающиеся торговли товарами, предоставления услуг, а также прав интеллектуальной собственности, размещаются на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов в срок не менее 30 календарных дней до их принятия для публичного обсуждения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и ратифицированными международными договорами. Закон «О юридической помощи», направленный по задумке разработчиков на регулирование предоставления юридических услуг, подпадает под эту категорию. Но проекты концепции и закона даже не были размещены на сайте Минюста! Это было сделано только после направления нашего запроса 31 августа 2017 г.

Нужно признать, что отдельные исполнители, вразрез с требованиями законодательства и поручениями президента, позволяют себе вести законотворческий процесс в произвольном порядке, чем дискредитируют этот важный процесс, делая нелегитимным проект и будущий закон. Если такое происходит при подготовке проекта, который находится под пристальным вниманием адвокатов и юристов, то можно лишь представить, в какой обстановке готовятся другие проекты.

Почему это происходит? Возможно, имеются две причины. Во-первых, это ведомственный интерес в ущерб интересу общественному, хотя у этого интереса просматриваются вполне определенные бенефициары на реформируемом рынке. Во-вторых, если делать все правильно (учитывать предложения адвокатов, обсуждать проект с населением, с экспертами и учеными), нужные поправки принять не получится.

Что же делать? Конечно же, не одобрять действий исполнителя, совершившего эксцесс, не пытаться их легитимизировать, а поскорее вернуть его деятельность в правовое поле. Перечитать Закон «О правовых актах», Правила организации законопроектной работы, Правила размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов НПА, последнее выступление президента, наконец. Начать уважать Закон. И все у нас получится.

Рассказать:
Яндекс.Метрика