×
Скомаровская Надежда
Скомаровская Надежда
Адвокат Иркутской коллегии адвокатов «Линия защиты»

Эксперт, как и другие лица, способствующие рассмотрению дела (например, переводчик), является весьма значимой фигурой в гражданском процессе. Это определяется тем, что он дает экспертное заключение, служащее одним из доказательств по делу. Выбор лица, в чьих руках находится создание весьма весомых доказательств, для лиц, участвующих в деле, является определяющим, в связи с чем и вопрос о заявлении отвода эксперту порой стоит довольно остро. Попробуем разобраться, насколько реализуемо право сторон заявлять отвод эксперту в гражданском процессе.

Нормой абз. 2 ч. 2 ст. 79 ГПК РФ установлено, что стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и сформулированными в нем вопросами, а также с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Из системного толкования положений ст. 16 и 18 ГПК следует, что эксперту может быть заявлен отвод, если он:

  • при предыдущем рассмотрении дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
  • выступал судебным примирителем по данному делу;
  • является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
  • лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности;
  • если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.

Процедура заявления отвода (самоотвода) эксперту предусматривает, что соответствующее ходатайство должно быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу. При рассмотрении дела в ходе судебного заседания такое ходатайство может быть заявлено, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, стали известны уже после начала производства по делу.

Вопрос о назначении экспертизы рассматривается, как правило, уже в ходе судебного разбирательства, в связи с чем предполагается, что суд должен предоставить лицам, участвующим в деле, возможность заявить отвод эксперту при рассмотрении ходатайства о назначении экспертизы.

Право отвода эксперту вполне реализуемо участниками процесса, если при рассмотрении ходатайства о назначении экспертизы кандидатура эксперта уже известна. Как правило, такое бывает, когда экспертиза поручается конкретному эксперту, а не экспертному учреждению. В то же время суды зачастую «забывают» разъяснить сторонам право заявлять отвод эксперту и в дальнейшем это право предоставить. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденного Президиумом ВС РФ 14 декабря 2011 г., указано, что протоколы, которые составлялись в ходе судебных заседаний, не во всех случаях отвечали требованиям, установленным ч. 2 ст. 229 ГПК. В ряде протоколов, в частности, не были указаны лицо, которым заявлено ходатайство о назначении экспертизы; содержание устного ходатайства о назначении экспертизы; сведения о разъяснении участникам дела прав, предусмотренных ч. 2 ст. 79 ГПК, а также последствий уклонения от экспертизы, определенных в ч. 3 ст. 79 Кодекса; данные о постановке участвующими в деле лицами вопросов или об их отклонении, об обсуждении выбора экспертного учреждения или эксперта, о заявлении отвода эксперту. В отдельных случаях в нарушение ст. 228 ГПК суды не составляли протокол заседания при совершении указанных процессуальных действий.

Из данного обзора следует, что суды пренебрегают обязанностью предоставить лицам, участвующим в деле, возможность выразить свое мнение относительно кандидатур экспертов и при необходимости заявить им отвод.

Также отмечу дело, рассмотренное Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 11 ноября 2014 г. № 78-КГ14-26). ВС указал, что суд обязан выслушать мнение лиц, участвующих в деле, о поручении производства экспертизы конкретному эксперту или экспертному учреждению, однако он не связан этим мнением, поскольку это необходимо для выполнения требований закона о независимости эксперта, соблюдении принципа равноправия сторон и решения задач гражданского судопроизводства. Вместе с тем сторонам должно быть гарантировано право заявлять отводы эксперту и формулировать вопросы.

В рассматриваемом деле, как следует из протокола судебного заседания от 15 марта 2013 г., вопрос о возможности проведения экспертизы в данном учреждении на обсуждение не выносился, в связи с чем стороны спора были лишены возможности высказать свое мнение по поводу экспертного учреждения и заявить отводы экспертам, что является существенным нарушением норм процессуального права. Верховный Суд счел названное процессуальное нарушение существенным, отменил принятые по делу судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Довольно сложно решить вопрос об отводе эксперта в том случае, если проведение экспертизы поручается судебно-экспертному учреждению. Конкретного эксперта, который будет проводить исследование, назначает руководитель учреждения, и участники дела до получения заключения ничего не знают об этом лице, поэтому не могут при необходимости своевременно заявить ему отвод. Если его заинтересованность выявится после проведения экспертизы, заявлять отвод уже поздно – остается только использовать другие инструменты, которые помогут восстановить принцип состязательности: например, заявить ходатайство о назначении повторной экспертизы или признать заключение эксперта недопустимым доказательством.

На практике проведение повторной экспертизы является для участников процесса существенной тратой времени и денежных средств. При этом некоторые ученые-процессуалисты полагают, что этого можно избежать, если обязать руководителей экспертного учреждения сообщать суду данные выбранного им эксперта в течение определенного срока, что позволит своевременно решить вопрос об отводе1. Правда, для этого нужно будет назначить отдельное судебное заседание, чтобы предоставить лицам, участвующим в деле, использовать их право на заявление отвода эксперту до начала проведения экспертизы. Такой вариант представляется наиболее выгодным для всех участников процесса, поскольку экономит процессуальное время, однако и у него есть недостаток.

Проблема заключается в следующем. Когда суд назначает экспертизу и направляет дело в экспертное учреждение, он, как правило, приостанавливает производство по делу в порядке ст. 216 ГПК. В связи с этим до окончания экспертизы нельзя проводить любые процессуальные действия. Для выяснения мнения лиц, участвующих в деле, относительно кандидатуры эксперта суд должен возобновить производство по делу. С практической точки зрения такая перспектива возможна, вопрос только в том, пойдет ли на этот шаг судья.

Весьма интересный подход при решении вопроса об отводе эксперта сформулировал Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума от 4 апреля 2014 г. № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» (на данный момент документ еще не утратил силу). Так, в абз. 2 п. 2 постановления разъяснено, что в определении о назначении экспертизы суд указывает, помимо наименования экспертного учреждения (организации), фамилию, имя, отчество судебного эксперта, которому будет поручено проведение экспертизы. В случае возникновения оснований для замены такого эксперта и привлечения к производству экспертизы другого судебного эксперта информация о возможных кандидатурах доводится руководителем экспертного учреждения (организации) до сведения суда, вынесшего определение о назначении экспертизы. Суд решает вопрос о замене эксперта, привлечении к производству экспертизы другого эксперта с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

В гражданском процессе такая процедура настолько подробно не регламентирована, однако учитывая, что на суды возложена обязанность предоставить участникам процесса возможность заявить отвод эксперту, она представляется предпочтительной. Более того, невыполнение данного требования является существенным нарушением норм процессуального права.   

В этих обстоятельствах становится очевидным, что институт отвода эксперта в гражданском процессе – вполне рабочий инструмент, однако применяется он далеко не каждый раз, поскольку суды зачастую его игнорируют. Это приводит к вынесению необъективных экспертных заключений и, как следствие, – несправедливых судебных решений, что, в свою очередь, нарушает принцип законности гражданского судопроизводства. В таких ситуациях речь идет о существенном нарушении норм процессуального права, что является основанием для отмены судебных постановлений, в основу которых было положено экспертное заключение, полученное с нарушением правила об отводе эксперта. Предотвратить нарушение права на отвод эксперта можно путем признания заключения эксперта недопустимым доказательством либо заявления ходатайства о назначении повторной экспертизы по тому основанию, что первоначальная экспертиза была проведена с процессуальными нарушениями, либо обжалования судебного решения, в основу которого легло порочное экспертное заключение.


1 Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995. С. 42

Рассказать:
Другие мнения
Дружков Евгений
Дружков Евгений
Член Совета молодых адвокатов АП Брянской области, Брянская областная коллегия адвокатов
Защите удалось доказать невиновность врача в смерти маленького пациента
Уголовное право и процесс
По итогам рассмотрения жалобы апелляция вынесла оправдательный приговор
27 апреля 2024
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика