Термин «бесплатная юридическая помощь» известен гражданскому обществу, начиная с времен Древних Афин, где идеи демократии, гражданского общества и справедливости предусматривали систему оказания бесплатной юридической помощи для бедных. В средние века оказание безвозмездной правовой помощи было связано в большей степени с христианством и церковью и часто упоминается как PRODEO (для Бога) – разновидность благотворительности.
В России современная практика оказания безвозмездной юридической помощи pro bono (от лат. pro bono publico – «ради общественного блага») давно сформирована, и в нее вовлечен широкий круг юристов – адвокаты, юридические фирмы и адвокатские образования, частнопрактикующие юристы, инхаус юристы и т.д.
В 2017 г. вместе с коллегой из международной юридической фирмы DENTONS Гленном Коллини мы проводили опрос по оказанию помощи pro bono среди более 200 юристов, практикующих в России. В 2022 г. было решено провести новый опрос, чтобы понять, что изменилось в этой сфере за пять лет. Вместе с «АГ» были опрошены более 350 юристов, выводы по итогам опроса будут представлены далее1.
Участие в опросе приняли адвокаты и руководители в коллегиальном адвокатском образовании; частнопрактикующие юристы; адвокаты, осуществляющие деятельность в адвокатском кабинете; сотрудники и руководители юридических фирм, корпоративные юристы.
По результатам опроса 26,65% юристов оказывают помощь pro bono более 10 лет. Доля тех, кто оказывает такую помощь от 5 до 10 лет, – 11,98%, от 3 до 5 лет – 14,38%, от 1 года до 3 лет – 12,28%, менее года – 8,08% опрошенных. Оставшуюся часть составили юристы, которые на данный момент оказанием помощи pro bono не занимаются, но либо планируют делать это, либо нет.
Как построена работа pro bono
Если обратиться к европейскому опыту оказания юридических услуг pro bono, отметим, что в Европе и в России эта деятельность различается. Так, в Европе большинство юридических фирм выстраивают данную работу, взаимодействуя со специальными координационными центрами (clearing house) или создавая советы pro bono (команды pro bono).
Российские юридические фирмы, как правило, реализуют проекты pro bono самостоятельно, без участия посредников. Так, 66,86% опрошенных получают прямые обращения об оказании юридической помощи pro bono и 11,54% – просьбы коллег. Часть проектов респонденты находят сами, предлагая свою помощь.
Также в России существуют и отдельные примеры создания специализированных координационных центров оказания юридической помощи pro bono.
Так, самарским региональным отделением АЮР был создан Центр Pro Bono, который организует оказание бесплатной юридической помощи социально ориентированным некоммерческим организациям.
Отдельно следует упомянуть практику pro bono института Уполномоченного по правам предпринимателей, созданного в России в 2012 г.: юристы на условиях pro bono оказывают помощь уполномоченным по правам предпринимателей.
Большая часть обращений связана с гражданскими делами (47% ответов всех опрошенных). Также обращаются за правовой помощью по уголовным делам (22,46%), по административным делам (11,08%), по делам об административных правонарушениях (11,08%), а также по арбитражным спорам (5,99%).
Кому оказывается помощь
Интересен субъектный состав лиц, получающих помощь pro bono. Например, в Европе это чаще всего некоммерческие организации (85% по данным опроса 21 международной юридической фирмы в Европе2). Полагаем, это объясняется тем, что и юридические фирмы, и некоммерческие организации являются корпоративными образованиями, что облегчает их взаимодействие друг с другом и помогает быстрее найти общий язык. Зарубежные юридические фирмы неохотно сотрудничают с физлицами в рамках pro bono, поскольку сложно рассчитать, сколько времени займет конкретный проект. К тому же, в таких проектах, как правило, высока доля эмоциональной составляющей и др.
В России согласно данным опроса около 65% клиентов pro bono – физлица. Оставшиеся 35% – некоммерческие организации (театры, благотворительные фонды, учебные заведения, музеи, детские дома).
Почему юристы занимаются pro bono?
В России в отсутствие какого-либо нормативного или иного вида регулирования деятельности pro bono юристы самостоятельно определяют, необходимо ли заниматься оказанием безвозмездной правовой помощи и что это для них значит.
В связи с этим возникает вопрос: обязаны ли юристы заниматься проектами pro bono? Полагаю, ответ зависит от отношения к данному институту. Результаты проведенного в 2022 г. опроса показали, что практически все респонденты такую помощь оказывают. Из них более 50% опрошенных – сотрудники юридических компаний и адвокатских бюро, которые выразили желание оказать помощь pro bono, но также есть те, кто занимается такими проектами по воле работодателя.
Так, большинство респондентов рассматривают оказание безвозмездной правовой помощи как разновидность благотворительности либо как социальную ответственность. Среди ответов, в частности, встречались: «форма благотворительности», «моральное удовлетворение», «профессиональное удовлетворение», а также «профессионально-социальная ответственность».
Многие из опрошенных объясняли практику pro bono прагматичной мотивацией: «пиар», «опыт», «практика», «рекомендации», «отзывы», «связи», «клиентская база» и «реклама».
В этом плане интересен опыт зарубежных коллег. Например, в США, где pro bono наиболее широко развито, в ряде штатов данная практика обязательна. Кроме того, некоторые компании в качестве обязательных требований к юристам указывают наличие практики pro bono.
Заметим, что российские юридические фирмы и адвокатские образования также имеют свой интерес в оказании юридической помощи pro bono. В ответах респондентов чаще всего встречались: «репутационные выгоды», «новые клиенты» и «новые проекты».
В заключение отмечу, что опрос российских адвокатов и юристов выявил важный тренд – положительную динамику, свидетельствующую о качественном изменении в части оказания безвозмездной юридической помощи. Речь идет, в первую очередь, об увеличении числа юристов, занимающихся pro bono, а также о переоценке юристами стандартов профессиональной деятельности. Так, для них становится нормой, практикуя pro bono, вносить свой вклад в развитие гражданского сообщества, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры.
1 Благодарим администраторов и коллег по ТГ каналам «Антикризисный чат партнеров» и «Антикризис. Поддержка. Юрбиз» за помощь в проведении опроса.
2 По данным исследования THE GROWTH OF PRO BONO IN EUROPE: USING THE POWER OF LAW FOR THE PUBLIC INTEREST by Lamin Khadar.