Не секрет, что существующая модель оказания бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» неэффективна. Причины следующие:
1) недостаточное финансирование;
2) весьма ограниченный круг лиц, которым по закону положена бесплатная помощь;
3) отсутствие информации у граждан о том, что они могут получить бесплатную юридическую помощь;
4) распространенный среди юристов и адвокатов России нигилизм в отношении необходимости оказания безвозмездной помощи.
Тем не менее данные соответствующего опроса, отраженные в статье, опубликованной «Адвокатской газетой» в ноябре 2017 г. (№ 9 и № 10), показывают, что наряду с явно отрицательным отношением к оказанию безвозмездной юридической помощи встречается практика использования pro bono как способа маркетинга или рекламы юридических услуг.
В связи с этим показателен опыт Самарской области, где по инициативе Самарского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (СО АЮР) создан Центр оказания юридической помощи социально ориентированным некоммерческим организациям и гражданам, обращающимся за помощью в такие организации (Центр Pro Bono), призванный объединить юристов и людей, нуждающихся в помощи.
За основу работы Центра взят опыт PILNet, который уже длительное время успешно помогает юристам России реализовать себя в практике pro bono. Ключевыми целями работы Центра в Самаре являются разработка стандартов практики pro bono и формирование профессиональной «экосреды», культуры среди юристов и студентов юридических вузов. Цели амбициозные, но вполне осуществимые.
Профессиональные стандарты деятельности pro bono
Дмитрий Шабельников полагает, что в России пока нет необходимости в разработке профессиональных стандартов деятельности pro bono. Я бы на этот счет подискутировал.
Нынешний уровень понимания социальной ответственности профессии, растущее число юристов, занимающихся практикой pro bono, и необходимость установления минимальных, но принципиальных критериев оказания безвозмездной юридической помощи ставят в повестку дня решение ряда задач и проблем. Наработка регионального опыта в данных вопросах может способствовать его распространению и использованию в федеральном масштабе.
Остается, в частности, открытым вопрос о том, кто выступит федеральным оператором развития практики pro bono. Это может быть Ассоциация юристов России как одна из самых больших по численности общественных организаций, объединяющих юристов, либо Федеральная палата адвокатов РФ. А может быть, и некое объединение ведущих юридических фирм России по примеру проекта «Law Works» – организации, интегрирующей 150 ведущих юридических фирм Англии и Уэльса, призванной централизовать работу pro bono среди юристов в Европе.
Опрос, который мы с моим коллегой из международной юридической фирмы DENTONS Гленном Коллини провели среди юристов России, показал, что существует некий круг социально активных юристов, юридических фирм, готовых выступить в качестве «базы» для объединения. И речь идет не только о международных юридических фирмах, которые традиционно занимаются практикой pro bono, но и о российских.
Принципы работы центра помощи pro bono
Центр Pro Bono в Самаре работает на основе весьма простых, но эффективных принципов.
Он принимает заявки от субъектов, нуждающихся в получении бесплатной юридической помощи, и рассылает их юристам, адвокатам, сотрудничающим с Центром (экспертам). Поскольку помощь оказывается pro bono, то есть безвозмездно, у юристов нет обязанности принять предложенный проект. Решение зависит от их загруженности, специализации и желания реализовать проект.
В настоящий момент среди экспертов Центра – частные юристы, адвокаты, адвокатские бюро, юридические фирмы, вузы.
Следует отметить, что изначально было принято решение установить при оказании юридической помощи ограничения.
Так, не принимаются заявки по вопросам:
1) связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) возникшим в связи с умышленным участием обратившегося за помощью лица в незаконной деятельности, сделках, противных основам правопорядка
и нравственности, и иных заведомо ничтожных сделках, а также в связи
со злоупотреблением указанным лицом его правами;
3) не имеющим правового характера;
4) связанным с уголовным судопроизводством.
Работу в Центре обеспечивает руководитель, коим с момента создания организации и до настоящего времени являюсь я.
Руководитель Центра назначается решением исполнительного комитета СО АЮР по согласованию с председателем Совета СО АЮР на срок полномочий указанного исполнительного комитета.
Руководитель Центра принимает и обрабатывает заявки, которые подаются с помощью средств электронной связи либо лично.
На следующий день после приема заявки эксперты уведомляются о наличии запроса на оказание бесплатной юридической помощи посредством направления такой заявки участникам системы оказания помощи. Сообщение о запросе может снабжаться дополнительными комментариями (например, о срочности).
При наличии согласия на оказание бесплатной юридической помощи со стороны эксперта, подтвержденного сообщением по электронной почте, руководитель Центра ставит заявителя в известность и координирует его последующее взаимодействие с экспертом.
Работа с некоммерческими организациями
В настоящий момент c Центром Pro Bono сотрудничают 13 социально ориентированных некоммерческих организаций. Из поступивших запросов лишь два не были приняты в работу, в том числе потому, что не соответствовали критериям работы Центра.
Среди запросов можно отметить следующие.
1. В Центр обратилась некоммерческая организация (музей) с просьбой об оказании помощи и юридической поддержки для защиты прав в связи с отзывом лицензии у АО АКБ «ГАЗБАНК», в котором находились ее расчетный и депозитный счета.
2. От Самарской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей поступил запрос с просьбой дать консультацию физическому лицу, которому помогает указанная организация.
3. Автономная некоммерческая организация обратилась с просьбой провести юридическую экспертизу устава для его регистрации в Управлении Министерства юстиции РФ по Самарской области в связи с предыдущим отказом в государственной регистрации.
Другое направление деятельности Центра – проведение семинаров для НКО.
За неполный год работы были организованы и проведены два семинара. Один из них касался вопросов интеллектуальной собственности в деятельности некоммерческих организаций, другой – регистрации, учета и контроля НКО.
За время работы Центра обнаружилось довольно интересное обстоятельство. Мы переживали, что эксперты не справятся с количеством запросов от НКО. Однако на практике возникали ситуации, когда на один запрос отзывались сразу несколько экспертов.
В заключение хотел бы поддержать тезис Дмитрия Шабельникова о необходимости повышения престижа практики pro bono в юридическом сообществе. Это один из способов увеличения числа вовлеченных в процесс юристов, чему лучше всего способствуют дискуссии, форумы, исследования и награды.
Так, в Ульяновской области, одном из лидирующих регионов, где на качественном уровне системно организован процесс оказания бесплатной юридической помощи, учреждена ежегодная региональная межведомственная юридическая премия «Юрист Pro Bono». А в Самарской области ежегодно в рамках премии «Юрист года в Самарской области» определяется победитель в номинации «Бесплатная юридическая помощь».