×

Советское районное правосудие или упк республики дагестан

Находящийся под стражей подсудимый не может дождаться начала рассмотрения его уголовного дела по существу лишь на том основании, что судья использует судебные заседания по уголовному делу для сведения счетов с адвокатами
Ермолаева Надежда
Ермолаева Надежда
Адвокат АП г. Москвы, адвокат АБ «Мусаев и партнеры»
В производстве Советского районного суда города Махачкалы в настоящий момент находится уголовное дело в отношении гражданина О.З. Магомедова. Защиту по делу осуществляют адвокаты Адвокатского бюро «Мусаев и партнеры» (г. Москва) Надежда Ермолаева и Адам Абубакаров.

Дело Магомедова с утвержденным обвинительным заключением поступило в суд еще в декабре прошлого года и было принято к производству судьей Патимат Абдусамедовной Махатиловой. Единственное процессуальное действие, проделанное судьей, – продление срока содержания Магомедова под стражей.

И с этого времени находящийся под стражей подсудимый не может дождаться начала рассмотрения его уголовного дела по существу только лишь на том основании, что судья П.А. Махатилова, испытывая неприязненные отношения к его защитникам, использует судебные заседания по уголовному делу, и так происходящие не чаще одного раза в месяц, для сведения счетов с адвокатами.

18 февраля 2016 г. должно было начаться рассмотрение уголовного дела в открытом судебном заседании. Процесс начался с того, что адвокатами был заявлен ряд ходатайств, направленных на обеспечение фиксации хода судебного заседания. Ни для кого не секрет, что адвокаты, которые занимают принципиальную позицию по доказыванию невиновности своего доверителя в строгом соответствии с законом, едва ли приносят радость судье, который привык рассматривать уголовные дела и решать судьбы людей конвейерным способом. Тем более малоприятна для такого судьи какая-либо фиксация судебного процесса.

И все-таки для адвокатов стало сюрпризом желание судьи удалиться в совещательную комнату для разрешения такого протокольного ходатайства, как ходатайство о проведении фото- и видеофиксации судебного заседания. Только, когда судья вернулась из совещательной, стал понятен истинный смысл ее действий. Надо ли отдельно отмечать, что в удовлетворении ходатайства судья отказала.

После оглашения принятого решения прокурор поспешил заявить о том, что ему со стороны родственников подсудимого поступают угрозы, и потребовал провести разбирательство по уголовному делу в закрытом режиме. При этом государственный обвинитель допустил откровенно некорректные и оскорбительные высказывания: родственниц Магомедова он назвал «женами боевиков». Последнее уже является предметом судебной тяжбы.

Естественно, судья Махатилова не стала долго разбираться и проверять сказку, озвученную прокурором, и закрыла процесс для публики.

Адвокаты же решили проверить, что же произошло в суде на самом деле, и выяснили удивительные вещи.

Первое, что сделали защитники, – опросили присутствовавших родственников М. Оказалось, что никто из них не то, что не угрожал Молчанову, но даже не сталкивался с ним вне зала судебного заседания, где велась аудиозапись.

Тогда защитники запросили видео с камер внутреннего наблюдения в помещениях суда. И тут началось самое интересное. Всеми правдами и неправдами судья и прокурор пытались не допустить попадания видео в руки адвокатов: давили на судебных приставов, обращались к своим влиятельным покровителям, вводили в заблуждение адвокатов и даже запугивали и шантажировали родственников Магомедова, пытаясь вынудить их отказаться от неудобных защитников.

18 марта 2016 г. председатель Советского районного суда Омаров Омар Магомедович, о котором во всей Махачкале ходит слава принципиального борца с беззаконием, все-таки санкционировал выдачу адвокатам копии видео. И даже после этого государственный обвинитель и председательствующая по делу судья пытались включить свои рычаги влияния, чтобы не допустить попадания видео адвокатам. Казалось бы, что могло так напугать и озадачить почти всемогущих судью и прокурора вместе взятых?

Оказалось, что председательствующая судья, удаляясь в совещательную комнату для разрешения ходатайства защитников о производстве фото- и видеофиксации, в коридоре суда встретилась с прокурором. В результате совместной прогулки в совещательную комнату у них родилась идея, как объявить судебное разбирательство закрытым, именно от судьи, вероятнее всего, и исходила малоправдоподобная версия об угрозах прокурору. Все встало на свои места и нашло свое объяснение.
Помимо этого видео наглядно продемонстрировало и то, что ни в коридоре суда, ни на выходе из здания суда, ни непосредственно возле зала судебного заседания ни единой души, кроме самой судьи, рядом с прокурором нет, никто ему не угрожает и не пугает.

Таким образом, видео не только опровергло легенду прокурора о страшных «женах боевиков», несущих угрозу ему лично, но и выявило сговор судьи и прокурора не только против защитников, сколько против принципа открытости и гласности судопроизводства, а также продемонстрировало нарушение судьей тайны совещания, ведь за несколько секунд до встречи с прокурором в коридоре суда, еще в судебном заседании, судья объявила об удалении в совещательную комнату.

Примечательно, что в постановлении от 18 марта 2016 г. об отказе в удовлетворении собственного отвода судья и не отрицала факта того, что следовала в совещательную комнату вместе с прокурором, однако указала, что ст. 298 УПК распространяется исключительно на помещение, в котором судья принимает решение.

По результатам данного инцидента защитниками подана жалоба на действия прокурора и судьи в прокуратуру и квалификационную коллегию судей Республики Дагестан. Остается надежда на то, что эти инстанции разберутся, где заканчиваются пределы тайны совещания судей и профессиональной этики фигурантов этой драмы в кулуарах Советского районного суда Махачкалы.

Рассказать:
Яндекс.Метрика