Как известно, новое – это хорошо забытое старое, поэтому, изучая утратившие силу законы, можно почерпнуть немало смелых идей для новеллизации законодательства.
Так, недавно с большим интересом прочитал Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. Конечно, сравнивая действующий Семейный кодекс и его предшественника, трудно удержаться от мысли, что законодательство в нашей стране, хотя и находится в процессе постоянного обновления, на самом деле принципиально не меняется десятилетиями.
Применительно к семейному праву стоит обратить внимание как на сходную юридическую технику кодексов (старого и нового), так и на содержательную часть, включая конкретные формулировки. Однако естественно, что сравниваемые нормы имеют идеологическую оболочку сообразно времени.
Для наглядности пример: «Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства» (КоБС РСФРС) и «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» (СК РФ); «Родители должны воспитывать своих детей в духе морального кодекса строителя коммунизма, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности» (КоБС РСФСР) и «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (СК РФ).
Стоит признать, что семейное законодательство прошло эволюционный путь, появились новые институты (договорный режим имущества супругов, участие органов опеки и попечительства в спорах о детях), между тем одна весьма любопытная норма не была перенесена в Семейный кодекс России от 29 декабря 1995 г., – на мой взгляд, зря.
Цитирую: «В паспортах лиц, осужденных за злостное уклонение от уплаты алиментов или разысканных органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, органы внутренних дел производят отметку (запись) о том, что в соответствии с решением суда эти лица обязаны платить алименты» (ст. 93 КоБС РСФСР).
Полагаю, что в современных условиях, когда совокупный долг по алиментам составляет, по данным Федеральной службы судебных приставов, 100 миллиардов рублей, аналогичная норма просто необходима.
Более того, отметка должна производиться не только при осуждении по ст. 157 УК РФ, но и при наличии разовой задолженности в размере 10 тысяч рублей и более.
Указанная запись может делаться в паспорте в разделе «Дети» судебными приставами-исполнителями либо уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.
Сложно сказать, почему в 1995 г. об указанной норме забыли. Возможно, на пути к демократии не хотелось отягощать свободную личность штампами в паспорте, однако остались и существуют отметки: о регистрации, семейном положении, военной службе.
Коль скоро мы признаём проблему уклонения от уплаты алиментов, то ее надо решать, в том числе не совсем стандартными, но правовыми методами. Судебные приставы, впрочем, в этом преуспевают – разыскивают должников в социальных сетях, устраивают неформальные встречи (якобы для совершения сделок, например). Так что им моя идея должна понравиться, как и миллионам матерей, которые получат для начала хотя бы моральное удовлетворение от осознания факта, что неплательщика будет видно по паспорту.
Конечно, предложенная мера не станет в полной мере эффективна при отсутствии подвижек в системе исполнения судебных актов и без реального налогового контроля, однако, если не начать с малого, то до более серьезных реформ руки могут и не дойти.