Как сообщила пресс-служба ФПА, 25 февраля в Федеральной палате адвокатов РФ состоялся очередной вебинар по повышению квалификации. С лекцией на тему «Обеспечение доказательств нотариусами» выступил нотариус г. Москвы, главный редактор журнала «Наследственное право», профессор кафедры нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, член Совета при председателе Совета Федерации РФ по взаимодействию с институтами гражданского общества, д.ю.н. Александр Бегичев.
Начиная выступление, спикер отметил, что за последние 10 лет процент электронных доказательств, которые обеспечивает нотариус, вырос в несколько раз и сегодня составляет 85%.
Лектор пояснил, что доказательства в цифровой среде трудно найти и зафиксировать. Можно, конечно, обратиться в суд, чтобы тот помог обеспечить доказательства, однако современный подход допускает возможность внесудебной фиксации доказательств, осуществляемой нотариусом. Так, в 2019 г. нотариусами было совершено почти 27 тыс. действий по обеспечению доказательств.
Александр Бегичев обратил внимание, что нотариальный порядок обеспечения доказательств имеет ряд преимуществ перед судебным. В частности, он оперативнее, нотариальный акт имеет повышенную юридическую силу и не может быть опровергнут в суде произвольно – для этого необходимо доказать подложность документа или нарушение порядка совершения нотариального действия.
Суд, в свою очередь, также заинтересован в представлении нотариальных доказательств, для обеспечения которых нотариусу зачастую требуется затратить много времени и внимания, что для суда нередко затруднительно. К тому же действие такого доказательства не ограничено во времени. Порой при наличии такого доказательства стороны предпочитают не доводить дело до суда, что, полагает Александр Бегичев, свидетельствует о медиативной функции нотариата.
На примерах тройственного взаимодействия «нотариат – суд – адвокат» спикер рассказал как о типичных случаях обеспечения доказательств в экономических правоотношениях, так и об уникальных ситуациях, с которыми сталкивались нотариусы.
Например, к нотариусу обратился мужчина и сообщил, что у него угнали танк. Вскоре выяснилось, что танк «угнали» в компьютерной игре. Мужчина потратил 100 тыс. евро для оснащения виртуальной боевой машины, но однажды не смог войти в свой аккаунт. Предположив, что это кража или незаконный доступ к имуществу, заявитель попросил нотариуса зафиксировать правонарушение. «Мы произвели осмотр аккаунта и зафиксировали факт, что пользователь не может войти в игру, действуя по правилам гражданского процессуального законодательства, так как нотариус ограничен в праве обеспечивать документы для уголовного процесса. Но обратиться к следователю или подать гражданский иск на основании доказательств, зафиксированных нотариально, гражданин имеет полное право», – пояснил Александр Бегичев. Он также перечислил случаи, когда нотариус не может помочь заявителю и совершить нотариальное действие. Лектор подчеркнул, что, совершая такое нотариальное действие как обеспечение доказательств, нотариус иногда должен иметь правовые основания доступа в помещение для его осмотра. Если нотариуса в помещение не пустили, он может лишь выписать справку, что нотариальное действие совершить не удалось.
По поводу стоимости нотариального действия лектор пояснил, что она зависит от объема конкретного действия. Если его совершить невозможно, плата не взимается.
Александр Бегичев подробно рассказал о процессуальной и процедурной стадиях обеспечения доказательств. Так, в соответствии со ст. 103 Основ законодательства о нотариате заявитель указывает всех заинтересованных лиц, при этом будущее основание для иска ему может быть неизвестно – заявитель спешит зафиксировать доказательства, чтобы потом сформулировать основания для иска. Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств. Обеспечение доказательств без извещения указанных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.
Нотариус, как правило, не извещает правонарушителя об осмотре электронных доказательств, чтобы это не повлекло их уничтожение. Однако заявитель вправе потребовать, чтобы нарушитель был извещен, – в таком случае нотариус должен предупредить о возможных негативных последствиях такого информирования.
Спикер напомнил, что оценка доказательства относится к компетенции суда – нотариус только фиксирует документ или видеоролик (аудиоролик) в законной форме. Вычленять фрагмент из документа или ролика он не вправе, так как это будет своеобразной оценкой доказательства. В то же время нотариус может принять заявление гражданина, содержащее оценки. В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу.
При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства. Впрочем, отметил Александр Бегичев, судебная практика вносит существенные коррективы в видение норм, заложенное законодателем. Например, суды положительно относятся к фиксации аудио- и видеозаписи.
Лектор особо подчеркнул, что, поскольку электронные документы в любой момент могут быть уничтожены в силу как объективных, так и субъективных причин, а также ввиду риска искажения доказательства владельцем веб-страницы или сайта, крайне важна оперативность фиксации. Как правило, отметил Александр Бегичев, осмотр электронного документа не занимает много времени. Исключение составляет, например, электронный аукцион – он может быть длительным, и при его онлайн-просмотре можно увидеть повышение цены, которое и фиксируется.
Кроме того, нотариус должен видеть документ на экране монитора, чтобы зафиксировать его визуально. Описать такие документы, добавил лектор, порой невозможно, поэтому визуальная картинка дополняет содержание протокола, составляя в совокупности единое доказательство. Нарушение формы может повлечь недействительность нотариального действия.
Спикер добавил, что в порядке обеспечения доказательств иногда происходит опрос свидетеля или эксперта. В таком случае нотариус предупреждает их об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от их дачи.
Александр Бегичев также отметил, что процессуальная и процедурная стадии обеспечения доказательства должны соблюдаться неукоснительно, в том числе для соблюдения нотариальной тайны. Для обеспечения доказательств могут применяться такие технические средства, как фотоаппарат или компьютер, однако в этом случае должны быть зафиксированы паспортные данные технического средства в объеме, позволяющем его идентифицировать. Спикер подчеркнул, что не столь важно, кому принадлежит оборудование, но в любом случае оно должно быть сертифицированным, а установленные на нем программы – лицензионными. А вот осматривать нотариус вправе информацию на любом носителе – будь то компьютер, планшет, телефон или смарт-часы. При этом неважно, где она находится, – в электронной почте, мессенджере или на странице в Интернете.
Повтор трансляции состоится в субботу, 29 февраля.