×

Круглый стол: «развитие ядерного права в современных условиях»

Вопросы обеспечения атомной безопасности и ответственности за ядерный ущерб обсуждались в ходе круглого стола «Развитие ядерного права в современных условиях».
Модератором дискуссии выступил директор Департамента правовой и корпоративной работы Госкорпорации «Росатом» Андрей Попов.

Модератором дискуссии выступил директор Департамента правовой и корпоративной работы Госкорпорации «Росатом» Андрей Попов.

В обсуждении также приняли специалисты по ядерному праву из России и других стран: руководитель управления по корпоративно-правовой работе «Техснабэкспорта» Елена Артемова, партнер  Freshfields Bruckhaus Deringe Пол Боуден, старший юрисконсульт Агентства по ядерной энергии ОЭСР Ксимена Васкез-Маигнан, заместитель руководителя секции по ядерному и международному договорному праву отдела по правовым вопросам МАГАТЭ Андреа Джиоа, заместитель генерального директора ЗАО «Русатом Оверсиз» Константин Кряжевских, старший юрист Pillsbury Winthrop Shaw Pittman LLP Хелен Кук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Ольга Супатаева и профессор юридического факультета Университета Чарльз (Прага) Якуб Хандрлица.

Начав дискуссию, директор Департамента правовой и корпоративной работы Госкорпорации «Росатом» Андрей Попов обратил внимание на необходимость найти баланс между стремлением к безопасности атомной энергии и бизнес-подходами  ядерных корпораций.

«Ключевым принципом использования атомной энергии является безопасность. Вопросам безопасности подчинена вся логика развития ядерной индустрии. Одновременно с этим, использование ядерной энергии – это бизнес. И вот найти баланс между естественным желанием бизнеса сократить затраты, на чем-то сэкономить, и принципом безопасности использования атомной энергии – достаточно сложно», - уверен А. Попов.

В свою очередь, заместитель руководителя секции по ядерному и международному договорному праву отдела по правовым вопросам МАГАТЭ Андреа Джиоа напомнил собравшимся о международных документах, направленных на обеспечение ядерной безопасности – Венской, Парижской и других Конвенциях.

Он отметил, что после аварий на атомных станциях МАГАТЭ принимает дополнительные соглашения в этой области. Однако в Венскую Конвенцию государства боятся вносить поправки, несмотря на их необходимость.

«Все вносимые предложения касаются анализа процесса, а не укрепления безопасности. Мне кажется, причина – нежелание вносить поправки в саму Конвенцию. Дело в том, что этот процесс очень сложный и длительный. Нужно очень много времени, чтобы те или иные поправки вступили в силу», - сказал Андреа Джиоа.

С ним согласился профессор юридического факультета Университета Чарльз Якуб Хандрлица. Однако он отметил важность внутренних европейских документов в области ядерного права.

«В европейском законодательстве мы можем проследить отдельные вопросы, которые могут характеризоваться как европейская исключительность. Европейский Союз пытается создать свой собственный правовой режим, который существует параллельно с международным режимом ответственности. В настоящий момент это наиболее очевидно проявляется в сфере безопасности и ответственности за ядерный ущерб», - добавил ученый.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Ольга Супатаева, поддерживая позицию коллег, акцентировала внимание на вопросах, касающихся России. По мнению эксперта, на данный момент  российское законодательство не приведено в соответствие с рядом международных норм ядерного права.
«Существуют требования, прописанные в 2007 году в дорожной карте о присоединении России к ОЭСР. Согласно им, Россия должна исполнить все те нормы и требования, которые в организации установлены. В том числе, обязательства в области использования атомной энергии. На основе требований Россия должна подготовить меморандум. Сейчас проводится большая работа в госкорпорации «Росатом» по анализу конкретных норм, требований и стандартов этой международной организации и тех, положения которых признаются ОЭСР, а также анализу нашего национального законодательства на соответствие этим нормам», - рассказала О. Супатаева.

По словам эксперта, первые результаты анализа показали, что в целом Россия выполняет все требования в области ядерного права. Однако, как заметила Ольга Супатаева, остались нюансы, которые российским законодательством не вполне регулируются. Среди них и ответственность за причинение ядерного ущерба.

«Основная проблема для нас – не очень урегулированная и не очень решенная – проблема ответственности за ядерный ущерб. Россия ратифицировала Венскую Конвенцию 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Вступление России в ОЭСР, конечно, потребовало от России ратификации совместного протокола, чтобы распространить выгоды той и другой Конвенций на Россию в контексте ОЭСР. Этот вопрос должен рассматриваться российским Правительством, но в этой области нет законодательства, к сожалению. Есть вопросы, которые императивно решает Венская Конвенция, но есть диспозитивные нормы, которые остаются на усмотрение национальных законодательств. И тут у нас норм нет», - отметила специалист.

В последней части дискуссии спикеры коснулись вопроса недавней аварии на АЭС Фукусима в Японии, которая, как неоднократно отмечали эксперты, остро поставила перед мировым сообществом вопросы обеспечения атомной безопасности и ответственности за ядерный ущерб. Эксперты пришли к выводу, что работа в этих направлениях должна оставаться приоритетной.

Рассказать:
Яндекс.Метрика