×

Наличие российской семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от выдворения

При этом КС, ссылаясь на вступившие в силу в январе 2024 г. поправки в КоАП РФ, отметил, что судья может заменить выдворение штрафом, учитывая отношение иностранного гражданина к уплате налогов, наличие жилья, его семейное положение и другие обстоятельства
В комментарии «АГ» адвокат заявителя поделился, что в жалобе обращалось внимание на формальное отсутствие прописанного в КоАП РФ механизма, позволяющего суду заменять выдворение иным наказанием при наличии исключительных обстоятельств. Один из экспертов «АГ» подчеркнул, что КС не в первый раз обращается к вопросу административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ, при этом, казалось бы, все аспекты наложения указанного наказания уже исследованы. Другой считает, что при рассмотрении данной жалобы Суд правильно указал на то, что в его компетенцию не входит оценка обстоятельств дела, на которое ссылался заявитель. Третья выразила надежду, что поправки в КоАП, дающие возможность судам не назначать безальтернативное наказание в виде выдворения, помогут избежать незаконного вмешательства, разделения и разрушения семейных связей.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 830-О от 9 апреля по жалобе гражданина Республики Молдова на нарушение его конституционных прав ст. 4.1 и ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, допускающими в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства назначение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.

8 июля 2022 г. постановлением судьи Московского районного суда г. Санкт-Петербурга, оставленным без изменения вышестоящими судами, гражданин Республики Молдова Валерий Атаманчук был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП, и ему назначен штраф с административным выдворением за пределы России. Суд установил, что мужчина по окончании срока пребывания в РФ не покинул ее территорию, не обратился в уполномоченный орган с целью урегулирования своего правового положения. С учетом Указа Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Валерий Атаманчук незаконно находился в стране.

Определяя меру административной ответственности, суд отклонил как документально не подтвержденный довод иностранного гражданина о том, что он имеет крепкие социальные связи с лицами, проживающими в России. При этом суд не принял во внимание представленное решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2021 г. о признании незаконным и отмене решения уполномоченного органа о неразрешении Валерию Атаманчуку въезда на территорию РФ, поскольку отсутствовали сведения о вступлении этого судебного акта в законную силу.

Гагаринский районный суд в этом решении установил, что Валерий Атаманчук имеет устойчивые связи с Россией, поскольку в стране проживает его супруга, имеющая вид на жительство в РФ, и двое их несовершеннолетних детей, родной брат и отец-инвалид, являющиеся гражданами РФ, а также поскольку он имеет финансовые обязательства перед банком в связи с приобретением жилья по договору об ипотеке. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что неразрешение Валерию Атаманчуку въезда в РФ в связи с совершением им двух административных правонарушений в области дорожного движения является неоправданным вмешательством в его личную и семейную жизнь и несоразмерно совершенным им административным правонарушениям.

В жалобе в Конституционный Суд Валерий Атаманчук просил признать не соответствующими Конституции РФ ст. 4.1 и ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку они позволяют суду выносить решение об административном выдворении иностранного гражданина за пределы РФ, ограничившись формальной оценкой сведений о его личной и семейной жизни.

Отказывая в рассмотрении жалобы, КС подчеркнул, что Конституция РФ признает право на беспрепятственный въезд в РФ только за российскими гражданами, а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства – лишь за теми, кто законно находится на территории России; при этом семья находится под защитой государства. Эти конституционные требования подлежат обязательному соблюдению при определении и применении правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об ответственности за их нарушение (постановления КС от 17 февраля 2016 г. № 5-П, от 20 октября 2016 г. № 20-П и от 6 октября 2022 г. № 41-П).

Читайте также
Решение об обязательном выдворении может быть оспорено при наличии у иностранца семьи в России
Конституционный Суд отметил, что если судом ранее сделан вывод о невозможности выдворения, когда такое наказание обязательно, то при обжаловании решения госоргана о неразрешении въезда в Россию суд должен оценить возможность применения такого запрета
11 октября 2022 Новости

Конституционный Суд отметил, что ранее он неоднократно обращался к вопросу о допустимости принятия в отношении иностранного гражданина принудительной меры, влекущей запрет нахождения на территории РФ, в связи с нарушением требований миграционного законодательства в виде административного выдворения за пределы России. Указанная мера является административным наказанием, назначаемым иностранным гражданам или лицам без гражданства за совершение ими административных правонарушений, в том числе в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (глава 18 КоАП). Обязательное назначение таким лицам административного наказания в виде административного выдворения предусмотрено, среди прочего, отдельными положениями ст. 18.8 КоАП, обеспечивающей соблюдение правил въезда в РФ и режима пребывания (проживания) в ней. В определении указано, что конституционность норм данной статьи оспаривалась иностранными гражданами в том аспекте, что они не позволяют судье учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, указывающие на чрезмерный и несоразмерный характер ограничения конституционных прав заявителей при применении к ним административного выдворения.

КС напомнил, что само по себе установление федеральным законом административного выдворения за пределы РФ в качестве обязательного наказания за определенные миграционные правонарушения не противоречит Конституции, а точность и ясность правил назначения наказаний предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения административных санкций. При этом в определении подчеркнуто, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными. Кроме того, из гуманитарных соображений не исключается необходимость учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства.

Читайте также
В норме о наказании в виде административного выдворения вновь не нашлось неопределенности
Конституционный Суд пояснил, что установление административного выдворения не противоречит Конституции РФ, а точность и ясность правил назначения наказаний предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения санкций
15 марта 2024 Новости

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет возможность указать и подтвердить любые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, включая те, которые подлежат учету при назначении административного наказания, уточнил ВС. Между тем, как разъяснено в определении, сам по себе довод заявителя о том, что его семейные обстоятельства, как установленные ранее состоявшимся в отношении него судебным решением по административному делу, были проигнорированы судом, рассмотревшим его дело об административном правонарушении, не свидетельствует о неконституционности оспариваемых им норм.

КС отметил, что из представленных материалов следует, что Гагаринский районный суд г. Москвы установил чрезмерное вмешательство в личную и семейную жизнь Валерия Атаманчука отказом уполномоченного органа в разрешении ему въезда в РФ. Тогда как Московский районный суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП, предметом которого стала соразмерность назначенного административного наказания в виде его выдворения за пределы России, что предполагало самостоятельное исследование и оценку судами всей совокупности обстоятельств, включая его семейное положение, в контексте данного административного правонарушения. В определении подчеркивается, что такого рода вопросы не могут быть оценены КС, который решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств.

К тому же, КС указал, наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных принудительных мер миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых), в том числе распространенности практики их совершения. Таким образом, оспариваемые положения не нарушают конституционные права Валерия Атаманчука, поскольку обеспечивают в системе действующего правового регулирования с учетом ранее сформулированных КС правовых позиций соблюдение правил въезда в РФ и режима пребывания (проживания) в ней, а также позволяют индивидуализировать назначаемое иностранному гражданину или лицу без гражданства административное наказание, допуская неназначение обязательного административного выдворения за пределы РФ в случаях, когда такое наказание является несоразмерным и влечет чрезмерное ограничение права на уважение личной и семейной жизни.

Кроме того, Суд добавил, что 5 января 2024 г. вступил в силу закон, вносящий поправки в КоАП РФ (№ 649-ФЗ). Так, ст. 4.1 была дополнена ч. 3.8, закрепившей, что, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ (за исключением ряда случаев), судья придет к выводу, что выдворение является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается наказание в виде штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. либо обязательных работ на срок от 150 до 200 часов. При этом судья учитывает продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, его семейное положение, отношение к уплате налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории России, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство РФ и другие обстоятельства.

Представитель Валерия Атаманчука, адвокат АП Санкт-Петербурга Павел Трикуль рассказал «АГ», что постановление о выдворении его доверителя было обжаловано им во все судебные инстанции. «После получения отказного постановления ВС РФ мы приняли решение подать жалобу в КС. В жалобе мы сослались на формальное отсутствие прописанного в КоАП РФ механизма, позволяющего суду заменять выдворение иным наказанием при наличии исключительных обстоятельств, связанных с личностью лица, привлеченного к административной ответственности. Мы писали о том, что назначение выдворения Валерию Атаманчуку является чрезмерным вмешательством государства в его личную жизнь. В России у Валерия проживает родной брат и отец – граждане РФ. Отец является инвалидом, передвигается на костылях. С братом у Валерия на двоих взята ипотека. Супруга и дочь доверителя (граждане Молдовы) проживают в Санкт-Петербурге. Дочь посещает школу, у супруги имеется разрешение на временное проживание», – рассказал адвокат.

Павел Трикуль отметил, что в жалобе они просили Суд указать на необходимость пересмотра судебных актов по делу Валерия Атаманчука: «КС вправе указать в определении на то, что дело заявителя подлежит пересмотру. Подобные прецеденты случались. Однако он этого не сделал. В настоящее время из-за выдворения доверителю запрещен въезд в РФ сроком на пять лет», – пояснил адвокат.

Управляющий партнер МКА TA lex, адвокат АП г. Москвы Андрей Торянников подчеркнул, что КС не в первый раз обращается к вопросу административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ, при этом, казалось бы, все аспекты наложения указанного наказания уже исследованы. Он обратил внимание, что в определении Суд отметил установленные Конституцией права, в том числе право на беспрепятственный въезд в РФ, которое признается только за российскими гражданами. «Что касается иных прав, таких как право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, то они признаются лишь за теми, кто законно находится на территории России. Напомнив о пределах действия указанных прав, КС справедливо подчеркнул, что административное выдворение является допустимой мерой наказания, назначаемой иностранным гражданам или лицам без гражданства за совершение ими определенных законом административных правонарушений», – считает эксперт.

Он добавил, что заявители жалоб в КС – иностранные граждане постоянно ссылаются на чрезмерный и несоразмерный характер ограничения их конституционных прав данным наказанием. Однако КС указал на то, что установленные законом «точность и ясность правил назначения наказаний предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения административных санкций». «При этом суды при рассмотрении указанных дел не лишены возможности учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства, поскольку зачастую наложение столь строгого наказания может противоречить целям административной ответственности», – отметил Андрей Торянников.

Читайте также
ВС указал на недопустимость выдворения мигранта, имеющего российскую семью
Исключая из решений судов указание на выдворение в качестве наказания, Верховный Суд подчеркнул, что это нарушило бы ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
12 августа 2021 Новости

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев считает, что при рассмотрении данной жалобы Конституционный Суд правильно указал на то, что в его компетенцию не входит оценка обстоятельств дела, на которое ссылался в своей жалобе заявитель, и его обстоятельства не подтверждают неконституционность обжалуемых норм. Он обратил внимание, что согласно ранее сформировавшейся практике как КС, так и ВС, при рассмотрении административных споров, связанных с назначением наказания в форме выдворения с территории РФ или запрещения въезда на территорию РФ, всегда учитывалось наличие семейных и родственных отношений у иностранного гражданина, который подвергался выдворению с территории РФ, например, наличие супруги(а) – гражданина РФ. При наличии таковых обстоятельств иностранный гражданин, как правило, не выдворялся. Однако такой подход не являлся незыблемым и в зависимости от тенденций миграционной политики России на момент рассмотрения соответствующего дела суды могли все-таки выдворить иностранца и запретить ему въезд в РФ на пять лет.

«Сложившаяся правоприменительная практика в итоге нашла свое выражение в законе, который дополнил КоАП РФ положением, допускающим неназначение обязательного административного выдворения за пределы РФ в определенных случаях. На все это справедливо указал Конституционный Суд в данном определении, выводы которого являются закономерным продолжением ранее сложившихся правовых позиций высших судебных инстанций», – полагает эксперт.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Ольга Цейтлина отметила, что данное определение является типичным: «все на откуп судов, принимающих решение по делу о выдворении». Адвокат подчеркнула, что обязанности учитывать личную и семейную жизнь заявителя у судов нет и КС с этим согласился. «В данном случае суд не учел ни детей, ни жену, имеющую ВНЖ, ни отца гражданина РФ, что, безусловно, подлежит принимать во внимание. Сегодня позиция судов и КС по отношению к иностранным гражданам и их членам семьи, законно находящимся в РФ, достаточно жесткая и обязать суды неформально подходить к делу и обязательно учитывать личную и семейную жизнь КС не может.  Надеюсь, что новые изменения в КоАП, на которые также ссылается Суд, дающие возможность судам не назначать безальтернативное наказание в виде выдворения, помогут избежать незаконного вмешательства, разделения и разрушения семейных связей, а суды будут справедливо оценивать баланс личной и семейной жизни и интересов государства. В ряде случаев такого правового анализа не проводится вовсе», – прокомментировала Ольга Цейтлина.

Рассказать:
Яндекс.Метрика