На этапе рассмотрения законопроекта в Думе он был критически оценен ФПА РФ, которая указала на ряд его существенных недостатков. Также эксперты «АГ» заметили, что предоставление адвокатам наряду с нотариусами права учреждать доверительное управление наследственным имуществом позволило бы избежать многих потенциальных проблем.
Президент РФ подписал Закон
«О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», существенно расширяющий возможности наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений. Также закон упрощает процедуру принятия наследства и повышает эффективность принимаемых мер по охране наследственной массы и управлению ею в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.
Как
пояснял один из инициаторов документа, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, законом вводится новая для российского права конструкция – наследственный фонд. Решение о его учреждении оформляется гражданином при составлении завещания.
Согласно закону, наследственный фонд станет одним из наследников наряду с указанными в завещании гражданами или организациями либо наряду с наследниками по закону. Такое правило обеспечивает защиту интересов кредиторов умершего, которые смогут предъявить свои требования по долгам наследодателя ко всем принявшим наследство наследникам, включая наследственный фонд, подчеркнули в комитете.
Управление фондом будет осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями, которые определены при составлении завещания. Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося его учредителем. При этом имущество фонда может пополняться в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от его управления. Из имущества, переданного фонду, или из доходов от его управления будут производиться выдачи указанным в завещании лицам: членам семьи наследодателя, различным организациям или гражданам, не являющимся наследниками умершего.
Так, после смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, в течение трех дней с момента открытия наследственного дела направляет в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации наследственного фонда. К заявлению он прикладывает решение наследодателя об учреждении фонда, в котором перечислены все условия.
Другие важные изменения заключаются в расширении полномочий назначаемого в завещании душеприказчика, а также в том, что завещателю дается право назначить своим душеприказчиком не только гражданина, но и юридическое лицо.
Конкретизированы положения о доверительном управлении наследственной массой: указывается, кто может быть назначен управляющим, каковы его обязанности (он должен обеспечить не только сохранение имущества, но и по возможности увеличение его стоимости), вводится правило о контроле за доверительным управляющим.
Закон уточняет правила о завещательном возложении. Ранее завещатель мог предусмотреть возложение на наследника только действий, направленных на достижение общеполезной цели. С принятием закона завещатель может обязать наследников выполнять также иные обязанности, направленные на осуществление любой другой не противоречащей закону цели, в том числе осуществить погребение наследодателя в соответствии с его волей.
Вступление в силу указанных изменений устанавливается с 1 сентября 2018 г.
Отметим, что ранее проект закона был
критически оценен Федеральной палатой адвокатов РФ, которая указала на ряд существенных, по ее мнению, недоработок, содержащихся в документе. В частности, ФПА РФ не поддержала возможность назначения в качестве исполнителей завещания юридических лиц, так как это нивелирует личное доверие, складывающееся между душеприказчиком и наследодателем.
Также в ФПА РФ считают, что введение наследственного договора предполагает существенное ограничение принципа свободы завещания. Кроме того, не решен вопрос о судьбе завещания, составленного до заключения наследственного договора. Недостатком также называлось и отсутствие ограничений на составление наследственного договора через представителя.
Оценивая инициативу на этапе ее рассмотрения в Госдуме, управляющий партнер юридической компании ART DE LEX, член Совета ФПА РФ Дмитрий Магоня отмечал, что закон положительно повлияет на регулирование наследственных правоотношений. По его словам, изменения в статьи ГК РФ о доверительном управлении сближают данный институт со схожими институтами в иностранном праве – трастами (в англосаксонском праве) и специальными фондами (в континентальном праве).
Введение в перечень субъектов права, которым предоставляются права учредителя доверительного управления, нотариусов позволит повысить эффективность доверительного управления, подчеркивал эксперт. Однако при этом он поднимал вопрос о контроле за действиями управляющего и указывал на проблему возможности замены управляющего. Дмитрий Магоня подчеркнул: если бы предусматривалось, что в качестве доверительного управляющего лица может быть назначен адвокат, это позволило бы избежать многих потенциальных проблем в ходе доверительного управления наследственным имуществом.
Адвокат Олег Сухов также указал на ряд неучтенных недостатков. Так, никак не ограничена свобода завещания пережившего супруга. Таким ограничением мог бы быть запрет отмены или изменения пережившим супругом совместного завещания после смерти первого супруга. Также, по его мнению, можно было бы предусмотреть обременение унаследованного пережившим супругом имущества в пользу наследников по совместному завещанию. «Такая ситуация приводит к тому, что совместные завещания станут ненадежным средством передачи имущества в порядке наследства, и, следовательно, особого смысла в их введении именно в таком виде нет», – указал адвокат.