×

О российском правовом нигилизме

10 декабря состоялся самый массовый за последние десять лет митинг «За честные выборы!»

В преддверии митинга на Болотной площади, обещавшего стать самой массовой уличной акцией протеста за последние несколько лет, многие предупреждали о том, что подобные действия могут привести к «оранжевой революции», к развалу страны и т.д. Даже председатель высокого суда не удержался от мрачных прогнозов. Действительно, чего еще можно ожидать от народа со столь низким уровнем правосознания? Ведь даже первое лицо страны публично заявляет, что всем нам поголовно свойствен правовой нигилизм. Такие люди, как мы, или молчат, или дружно устраивают «русский бунт». Насколько обоснованы подобные предположения, на Болотную площадь отправился выяснять наш корреспондент.

Утром 10 декабря центр Москвы уже был заполнен полицейскими. Их было так много, что сотрудники МВД вполне могли бы провести свой многотысячный митинг. Но людей на акцию протеста пришло еще больше. Если обычно митинги в России проходят примерно по следующей схеме – «два полицейских и три омоновца на одного несогласного», то в субботу арифметика была прямо противоположная. Но вот только самое агрессивное, что происходило в этот день, это – скандирование анархистами речевок вроде «Выше, выше черный флаг – государство – главный враг!». Иначе кто бы их тогда называл анархистами.

Большинство пришедших на Болотную площадь потратили свой выходной не для того, чтобы устраивать в нашей стране очередную революцию, их и так в России было достаточно, они просто хотели высказать свою гражданскую позицию. И сделать это законным способом, не нарушая ничьих прав и свобод, от чего так любят предостерегать некоторые небезызвестные политические деятели. Люди вышли, чтобы продемонстрировать более эффективный способ диалога между властью и народом, чем Twitter или «Вконтакте». Эффективный, и при этом законный. Во время проведения митинга не было зафиксировано никаких нарушений правопорядка со стороны протестующих. Вместо этого организаторы и участники митинга мирно выражали свой протест против вопиющих нарушений законодательства и выдвигали абсолютно разумные и выполнимые требования. Является ли это проявлением правового нигилизма? Вряд ли. События 10 декабря свидетельствуют скорее о не таком уж и низком уровне правосознания наших граждан.

Но правовой нигилизм в нашей стране все же существует. Потому что развозить не согласных с итогами выборов по близлежащим ОВД, но при этом позволять активистам прокремлевских молодежных движений проводить свою, тоже несанкционированную, акцию на той же самой площади – это и есть правовой нигилизм. Закрывать глаза на многочисленные нарушения во время проведения выборов – значит тоже игнорировать нормы законодательства. Так что нигилизма действительно хватает, не поспоришь.

В последнее время многие СМИ, в особенности центральные телеканалы, либо вовсе умалчивали о проведении акций протеста в Москве и других городах, либо освещали их, мягко говоря, не очень объективно. События, происходившие на Болотной площади, были показаны по центральным каналам, миллионы людей, не пользующихся интернетом, получили возможность увидеть, как в действительности значительная часть общества отреагировала на итоги выборов в Думу. И это уже можно считать победой того самого гражданского общества.

Во время митинга со сцены звучали стихи Пушкина о том, что «Россия вспрянет ото сна», а сотрудникам МВД выражали благодарность за корректное поведение и скандировали «Полиция с народом!». Вообще, на Болотной площади царила весьма дружелюбная атмосфера. Люди много шутили, повсюду можно было увидеть самодельные плакаты, к созданию которых участники митинга подошли очень творчески. Многие не побоялись привести на митинг своих малолетних детей. Когда эти дети вырастут, вряд ли у них будут какие-то проблемы с чувством гражданской ответственности.

Пожалуй, не стоит бросаться громкими фразами вроде «после 10 декабря Россия больше не будет прежней». Сейчас гораздо важнее другое. Оптимизм, с которым участники митинга в субботу пришли на Болотную площадь, свидетельствует о том, что люди не просто поверили в возможность перемен, а ясно выразили готовность добиваться их собственными силами. Возможно, изменения наступят не так быстро, как хотелось бы, но и комментариев в социальных сетях обществу теперь вряд ли будет достаточно.

Другие рисунки

Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»

Рисунки: Виктория ЛОМАСКО


Рассказать:
Яндекс.Метрика