×

Подчинится ли «дикий восток» мировым стандартам?

29-30 ноября состоялась конференция IBA «Управление юридической фирмой», организованная Комитетом IBA по управлению юридической фирмой и Европейским форумом IBA совместно с LegalStudies.RU
Участники пленарной сессии, которая была посвящена регулированию юридической профессии в странах СНГ, оценили перспективы на ближайшие десять лет.

Участники пленарной сессии, которая была посвящена регулированию юридической профессии в странах СНГ, оценили перспективы на ближайшие десять лет. Произойдет ли объединение адвокатов и свободно практикующих юристов в рамках адвокатской корпорации? Сохранит ли эта корпорация независимость, или государство усилит контроль за ее деятельностью? Необходимо ли объединение для развития профессии?

Эти и другие вопросы, связанные с регулированием профессии, находятся в центре внимания в связи с недавним вступлением в силу в Белоруссии и на Украине новых законов об адвокатуре, а также планами Минюста России в ближайшее время разработать концепцию регулирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи (предполагается подготовка законопроекта о системе оказания такой помощи, принятие которого повлечет изменения в том числе в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре).

На «диком востоке» - пока без особых перемен

Общую ситуацию с регулированием юридической профессии в странах СНГ иллюстрируют результаты исследования, проведенного LegalStudies.RU/Legal Stratagency. В рамках этого исследования руководители нескольких десятков ведущих юридических фирм ответили на вопросы, касающиеся той роли, которую регулирование играет в развитии профессии и юридической практики. Александр Хвощинский (управляющий партнер LegalStudies.RU/Legal Stratagency) надеется, что результаты этого исследования будут использованы в диалоге представителей профессии с органами власти.

Никто из опрошенных не оценил качество регулирования как позитивное, причем в ряде случаев предмет оценки вообще отсутствовал. Среди негативных моментов выделялись, в частности, отсутствие концепции юридического лица как субъекта оказания юридической помощи и дефицит этических правил на рынке, а среди положительных – привилегии и иммунитеты, установленные для адвокатов.

На вопрос о том, смогут ли участники национальных рынков объединить свои усилия для решения наднациональных проблем, все ответили, что вначале надо решить проблемы, существующие на национальном уровне.

Как заметила Элисон Хук (управляющий директор Hook International), по сравнению с тем, что происходит в западных странах, ситуация на юридическом рынке в странах СНГ производит впечатление «дикого востока», в первую очередь из-за явного недостатка этического контроля. Отмечалось также, что далеко не все юридические фирмы считают необходимым предупреждать клиентов об отсутствии у своих сотрудников тех привилегий и иммунитетов, которыми наделены адвокаты, поэтому клиенты нередко испытывают шок, обнаруживая, что их конфиденциальная информация оказалась в распоряжении правоохранительных органов.

Дуализм как синоним застоя

О ситуации на украинском рынке юридических услуг Украины рассказал Валентин Загария, председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Украины. Новый закон об адвокатуре не объединил профессию – на Украине по-прежнему большая часть практикующих юристов (примерно 170 тысяч) не входят в адвокатскую корпорацию (число адвокатов – 37 тысяч), но благодаря новому организационному устройству объединил адвокатуру, причем высшие руководящие должности заняли представители бизнес-адвокатуры. Тем не менее он является результатом определенного компромисса, так как незадолго до принятия из него были исключены некоторые положения, допускавшие возможность введения элементов предпринимательства в организацию адвокатской деятельности и устанавливавшие монополию адвокатов на представительство в судах.

Новый закон, считает Валентин Загария, будет способствовать развитию украинской адвокатуры, однако сохранение дуализма на рынке юридических услуг в целом ведет к стагнации в этой сфере. Поэтому он надеется, что в ближайшие десять лет законодательные условия для объединения украинских адвокатов и свободно практикующих юристов все-таки будут созданы.

Наши перспективы

Российские участники дискуссии по-разному оценивают перспективы развития профессии.

Так, Андрей Гольцблат (управляющий партнер Goltsblat BLP (российская практика Berwin Leighton Paisner)) настроен пессимистично – он считает, что с течением времени будет усиливаться вмешательство в деятельность практикующих юристов со стороны органов власти, если государство не обеспечит всем тех привилегий и иммунитетов, которые сейчас установлены только для адвокатов. По его мнению, «это фундаментальная проблема, которая связана с обеспечением принципа правосудия в Российской Федерации, предполагающего равенство сторон в процессе».

Александр Муранов (управляющий партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры», член Совета ФПА РФ) смотрит в будущее с оптимизмом, так как полагает, что ситуация на рынке юридических услуг в любом случае не изменится кардинальным образом: «если не будет регулирования, то ничего страшного не случится, если будет регулирование, тоже ничего страшного не случится». По его мнению, новые перспективы открываются в связи с заключением международных соглашений, которые могут послужить основой для создания единого пространства оказания юридических услуг и унифицированного регулирования (в частности, соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном о торговле услугами, в том числе юридическими; соглашения между министерствами юстиции стран – членов ЕврАзЭС о сотрудничестве между этими ведомствами, а также об основах сотрудничества адвокатов государств ЕврАзЭС, об основных принципах деятельности адвокатов этих государств).

Юрий Пилипенко (управляющий партнер МКА «Юридическая фирма «ЮСТ», первый вице-президент ФПА РФ) уверен, что через десять лет все практикующие юристы будут объединены в адвокатской корпорации. «Внутри Совета ФПА, – сказал он, – зреет убеждение, что нельзя далее терпеть разделение профессии, отсутствие профессиональных и этических стандартов для вольных юристов, какого бы то ни было контроля за их деятельностью. Должна быть единая профессия и единая корпорация – адвокатская. Среди свободно практикующих юристов много людей, которые украсили бы адвокатуру». По его мнению, юристов-неадвокатов следует принимать в корпорацию без экзаменов (при наличии диплома о высшем юридическом образовании, стажа работы в 3–5 лет и рекомендаций 2–3 членов адвокатской палаты соответствующего региона).

Вместе с тем Юрий Пилипенко высказал опасение, что новое регулирование профессии будет более жестким и государственный контроль за деятельностью адвокатуры усилится.

Не менее важным, чем регулирование со стороны государства, он считает саморегулирование корпорации. В связи с дискуссией, которая развернулась в адвокатском сообществе вокруг некоторых изменений и дополнений в Кодекс профессиональной этики адвоката, он подчеркнул, что «адвокатура должна быть достаточно требовательна к себе и определенные базовые моральные и нравственные принципы профессии должны соблюдаться».

Елена Борисенко, заместитель министра юстиции России, также высказалась за необходимость реформирования, поскольку, по ее мнению, разрыв между адвокатами и юристами-неадвокатами и некоторые недостатки в регулировании адвокатской деятельности (в частности, отсутствие для адвокатов легальной возможности создавать юридические фирмы) тормозят развитие профессии. При этом она заверила, что реформа не приведет к усилению вмешательства в адвокатскую деятельность со стороны государства, так как власть рассматривает независимость адвокатуры как необходимое условие состязательности правосудия и одну из гарантий независимости судебной системы.

Заместитель министра подчеркнула намерение государства развивать юридическую профессию в соответствии с мировыми требованиями, с тем чтобы сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке. Эти требования состоят в наличии общих профессиональных и этических стандартов деятельности, выполнение которых обеспечивается благодаря контролю со стороны самоуправляемой корпорации, и членство в ней является обязательным.

Касаясь событий десятилетней давности, когда принимался Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, Елена Борисенко отметила, что, по замыслу законодателя, установленные для адвокатов привилегии и иммунитеты должны были стать для всех практикующих юристов достаточным стимулом к поступлению в адвокатуру. накрутка лайков «В 2002 году мы надеялись на самосознание российского юридического рынка, но наши ожидания не оправдались. Получается, что вступление в профессиональное сообщество и подчинение стандартам должно быть обязательным», – сделала вывод Елена Борисенко.

Подводя итоги обсуждения, модератор сессии Василий Рудомино (управляющий партнер юридической фирмы «АЛРУД», член Совета ФПА РФ) сказал, что представители юридической профессии готовы обсуждать с властью вопросы регулирования для выработки взаимоприемлемого решения.

Рассказать:
Яндекс.Метрика