×

За нарушения при госзакупках хотят ввести уголовное наказание

Президент внес в Думу законопроект об установлении уголовной ответственности за злоупотребления в сфере государственных закупок
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного из экспертов, предложенные поправки актуальны и в случае принятия окажут положительный эффект в борьбе с коррупцией в контрактной системе. Другой отметил, что формулировка диспозиции одной из вносимых в УК РФ статей позволяет привлекать к уголовной ответственности за любое, даже незначительное отклонение от требований закона.

12 марта Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект № 410960-7 с поправками в УК и УПК, направленными на усиление ответственности за нарушения в сфере госзакупок.

Как указывается в пояснительной записке, анализ правоприменения свидетельствует о наличии пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В связи с этим законопроектом предлагается дополнить гл. 22 УК РФ ст. 200.4 и 200.5.

Первая из них вводит уголовную ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

За это предлагается установить ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Вторая статья предусматривает введение ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение ими денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав. Наказывать за это предлагается штрафом в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового. Предусматривается примечание, в котором определяются условия освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.

Также в ст. 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа указанных лиц. Корреспондирующие поправки предложено внести в ст. 151 УПК.

По мнению генерального директора Юридической компании «Глазунов и Семёнов» Валерия Глазунова, законопроект направлен, в первую очередь, на предупреждение коррупции в контрактной системе.

Он пояснил, что в настоящее время уголовная ответственность применяется к должностным лицам, однако не может быть применена к работникам контрактной службы, контрактным управляющим, членам комиссии по осуществлению закупок, лицам, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Вместе с тем, подчеркнул Валерий Глазунов, последние могут действовать в личных корыстных интересах, что может повлечь финансовый ущерб для бюджетных учреждений.

Как полагает Валерий Глазунов, изменения и дополнения, указанные в законопроекте, содержат нормы, позволяющие привлечь к уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок лиц, которые действительно совершают противоправные действия, исходя из собственных корыстных интересов, что, безусловно, окажет положительный результат в борьбе с коррупцией.

Адвокат АБ «ЗКС» Кирилл Махов обратил внимание на формулировку диспозиции предлагаемой ст. 200.4 УК РФ, согласно которой уголовная ответственность может наступить за любое нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб. «То есть фактически любое отклонение от норм закона, даже незначительное, если это было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности (к примеру, чтобы не потерять работу, не быть привлеченным к дисциплинарной ответственности, получить премию и т.д.) и с причинением крупного ущерба, влечет привлечение к уголовной ответственности», – подчеркнул он.

Адвокат также обратил внимание, что в данной статье не указан размер, с которого ущерб признается крупным или особо крупным, и пояснил, что примечание к предлагаемой законодателем редакции ст. 200.5 УК РФ невозможно отнести к ст. 200.4 УК РФ, так как в ст. 200.5 УК РФ указан крупный и особо крупный размер подкупа, а не ущерба.

Кроме того, как отметил эксперт, не следует забывать, что все лица, указанные в предлагаемых редакциях ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, могут привлекаться к уголовной ответственности по уже имеющимся статьям Кодекса, со ссылкой на ст. 33 УК РФ, которая предусматривает ответственность за соучастие в совершении преступления.

Учитывая изложенное, по мнению Кирилла Махова, законопроект будет дорабатываться, и к моменту его принятия диспозиции и санкции предлагаемых статей могут отличаться от предложенных и опубликованных сейчас. «Насколько будут эффективны данные нормы и каким образом они будут применяться на практике, пока судить рано. Однако, как показывает практика, нововведения, в частности в Уголовный кодекс, не всегда являются успешными. Законодатель не раз желал отграничить ряд преступлений от смежных, в частности выделив в отдельную категорию преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности, однако и в настоящее время правоприменитель, к сожалению, зачастую решает все на свое усмотрение, ввиду чего множество предпринимателей за действия, совершенные именно ввиду исполнения обязательств по договорам, несут ответственность по общим основаниям и находятся на период расследования в следственных изоляторах, когда это прямо запрещено в уголовно-процессуальном законодательстве», – констатировал Кирилл Махов.

Рассказать: