Государственная Дума рассмотрит законопроект, которым предполагается внесение изменений в ст. 245 УК РФ, ст. 150 и 151 УПК РФ.
Авторы проекта предлагают за деяния, которые указаны в ч. 1 ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье), на данный момент предусматривающей штраф или арест сроком до полугода, установить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, оставив их в категории преступлений небольшой тяжести. А то же деяние, совершенное группой лиц, по ч. 2 указанной статьи, на данный момент предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы до 2 лет, – отнести к преступлениям средней тяжести с наказанием в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.
В ст. 245 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми демонстрация жестокого обращения с животными в сети «Интернет» или иных средствах массовой информации будет рассматриваться в качестве квалифицирующего признака преступления. Как указывается в пояснительной записке, общественная опасность подобных преступлений повышается за счет трансляции фактов применения насилия к животным на индивидуально-неопределенную аудиторию, имеющую возможность в любой момент осуществить просмотр, в результате чего основному объекту посягательства – общественной нравственности в сфере взаимоотношений человека и животных – наносится дополнительный существенный вред.
Также предлагается внести изменения в ст. 150 и 151 УПК РФ, определяющие, с учетом внесенных изменений в ст. 245 УК РФ, формы предварительного расследования и подследственности по указанным категориям преступлений.
Наряду с лишением свободы предлагаются и альтернативные санкции (штрафы, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), что позволит обеспечить индивидуализацию наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Напомним, ранее «АГ» сообщала о том, что Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды заявил об ускорении процесса рассмотрения законопроекта «Об ответственном обращении с животными», который был принят в первом чтении еще в 2011 г.
Тогда управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский указал, что в проект было бы целесообразно добавить предложение по введению в КоАП РФ норм, предусматривающих штрафные санкции за неисполнение требований по содержанию питомцев, а также по расширению действия статьи УК РФ за жестокое обращение с животными.
Изменения, предлагаемые данной законодательной инициативой, Владимир Старинский оценил неоднозначно. «С одной стороны, инициатива положительная, поскольку переводит деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 245 УК РФ, в разряд преступлений средней тяжести. В ч. 2 при этом добавляются деяния, совершенные в присутствии малолетнего или сопряженные с их трансляцией в СМИ или интернете. Это позволит строже наказывать тех, кто выкладывает видео с издевательствами над животными в интернет», – пояснил эксперт.
Однако адвокат заметил, что нормы не будут работать на практике: «Изменения не предлагают повысить минимальный порог наказания в статье. Проблема в том, что судебная практика идет по пути назначения самого мягкого наказания по этой статье (штраф или обязательные работы)». Эксперт полагает – чтобы кардинально изменить ситуацию, надо повысить минимальный порог наказания: у судов не будет выбора, наказание будет строже, а количество подобных случаев в связи с этим сократится.
Адвокат АП Омской области Евгений Забуга считает разработку проекта закона закономерной, так как он социально обусловлен инцидентами, широко освещаемыми в отечественных СМИ. «Не стоит забывать, что озвученные в СМИ происшествия – это лишь верхушка айсберга. Жестокое обращение с животными – это прежде всего поступок аморальный, порождающий всплеск негатива в обществе. В здоровом обществе не должно быть места подобным преступлениям, а потому усиление уголовной ответственности может стать одним из стимулов к надлежащему поведению агрессивно настроенных по отношению к животным лиц», – указал эксперт.
В то же время адвокат согласился с коллегой, что с учетом предлагаемой конструкции нормы, в случае ее принятия, вряд ли будет применяться наказание в виде реального лишения свободы. «Но это уже вопрос не права, а правоприменения», – заключил Евгений Забуга.