×

Арбитраж по-новому

Ключевые изменения законодательства об арбитраже
Материал выпуска № 3 (212) 1-15 февраля 2016 года.

АРБИТРАЖ ПО-НОВОМУ

Ключевые изменения законодательства об арбитраже

29 декабря 2015 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже) и Федеральный закон № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона “О саморегулируемых организациях” в связи с принятием Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”». Основная часть нововведений вступает в силу с 1 сентября 2016 г. Представляем краткое описание ключевых изменений. С более подробным обзором третейской реформы можно ознакомиться в Информационном меморандуме АБ «Андрей Городисский и Партнеры».

Новое законодательство сохраняет исторически сложившийся дуализм регулирования: международный коммерческий арбитраж (далее – МКА) по-прежнему будет регулироваться Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее – Закон о МКА) с учетом некоторых изменений и уточнений, тогда как внутреннему третейскому разбирательству посвящен Закон об арбитраже, пришедший на смену Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Однако теперь некоторые положения Закона об арбитраже будут применяться и к МКА, местом проведения которых является Россия, при том что Закон об арбитраже в свою очередь воспринял многие из подходов и правил Закона о МКА. Таким образом, существенно сближено регулирование процедур для внутреннего и международного арбитражей.

Прежнее законодательство ориентировалось на принцип предоставления максимальной свободы в вопросах создания и деятельности арбитражных учреждений. Однако практика довольно быстро обнаружила недостатки такого подхода, что в итоге привело к осознанию необходимости определенного упорядочивания в данной сфере, в первую очередь в том, что касается процесса создания так называемых институциональных арбитражей.

В связи с этим ключевой новеллой является установление разрешительного порядка создания в России постоянно действующих (т.е. институциональных) арбитражных учреждений: теперь они могут создаваться только при некоммерческих организациях на основании акта Правительства РФ о предоставлении такой некоммерческой организации права на осуществление функций институционального арбитража. Правительство РФ выдает такие разрешения на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства, подготавливаемых по результатам анализа выполнения заявителем предусмотренных законом требований. Иностранному учреждению также необходимо получить разрешение Правительства РФ на проведение арбитражей в России в качестве институционального арбитража. Решения арбитров, принятые на территории России при администрировании иностранными арбитражами, не имеющими соответствующего разрешения, теперь для целей закона будут рассматриваться в качестве решений третейских судов ad hoc.

Законом предусмотрен переходный период, по истечении которого не получившие разрешение Правительства РФ учреждения не вправе продолжать деятельность по администрированию арбитража.

Для третейских судов ad hoc установлены ограничения, не применяемые к институциональным арбитражам: третейский суд ad hoc не может рассматривать корпоративные споры и не имеет возможности обратиться к государственному суду за содействием в получении доказательств. Кроме того, не допускается заключение арбитражных соглашений, предусматривающих окончательный характер (т.е. невозможность отмены в судебном порядке) решений третейского суда ad hoc.

Институциональный арбитраж должен вести рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек и отвечающий иным установленным законом требованиям. Арбитр не может быть включен в списки более чем трех арбитражных учреждений.

В новом законодательстве впервые предпринята попытка систематизировать случаи, когда передача споров в арбитраж не допускается. АПК РФ и ГПК РФ дополнены новыми статьями, содержащими открытые перечни неарбитрабельных споров. Перечни могут быть дополнены иными федеральными законами. Примечательно, что по новому закону корпоративные споры в принципе могут являться предметом арбитражного разбирательства в институциональных арбитражах (с учетом некоторых дополнительных требований, касающихся определенных категорий таких споров). Для некоторых разновидностей корпоративных споров с учетом их особого характера или специфики субъектного состава закон особо оговаривает принципиальную недопустимость их передачи в арбитраж.

Закреплено требование о проарбитражном толковании арбитражных соглашений. Одновременно определен ряд случаев, когда отступление от установленных в Законе об арбитраже правил возможно, только если стороны прямо предусмотрели это в своем арбитражном соглашении (так называемое прямое соглашение сторон).

Новое законодательство наконец-то вводит регулирование порядка выполнения государственными судами запросов третейских судов (сторон спора) о содействии в получении доказательств. Соответствующие нормы добавлены в АПК РФ и ГПК РФ. Установлены случаи, когда суд отказывает в исполнении подобных запросов.

Определены правила, касающиеся иммунитета и ответственности арбитров, а также ответственности арбитражных учреждений. Арбитр не может подлежать допросу в качестве свидетеля в отношении сведений и обстоятельств, ставших ему известными в ходе арбитража, а также по общему правилу не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр признан виновным.

Алексей ГОРОДИССКИЙ,
партнер АБ «Андрей Городисский и Партнеры», патентный поверенный

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2016 г.

Яндекс.Метрика