×

Без руля и ветрил

О мере дозволенного в информации об адвокате и адвокатском образовании
Материал выпуска № 23 (88) 1-15 декабря 2010 года.

БЕЗ РУЛЯ И ВЕТРИЛ

О мере дозволенного в информации об адвокате и адвокатском образовании

Посещение сайтов адвокатов и адвокатских образований в Интернете, рекламные заявления адвокатов в печати заставляют задуматься о степени дозволенного в освещении столь специфического труда, каковым является адвокатская деятельность.

Цель сих заметок – привлечь внимание моих коллег к тому, что они пишут сами про себя, рекламируя свою деятельность. Отнюдь не хочу выступить этаким морализатором и прекрасно понимаю, что круг клиентов всегда безнадежно узок и адвокаты как-то должны заявлять о себе не только в залах судебных присутствий.

Заявляя о себе в качестве адвоката, многие не могут удержаться от использования чисто рекламных маркетинговых ходов, скорее уместных в магазине, но отнюдь не в адвокатском сообществе. Например, известная коллегия адвокатов на своем сайте предлагает специальные бонусы и подарки своим клиентам. Далее разъясняется, что если клиент получил консультацию, а затем заключил соглашение, то эта первая консультация обходится ему бесплатно. А клиенты, которые обратились впервые, получают специальный подарок. Не удержался и позвонил, чтобы узнать насчет подарка. Милый девичий голос строго ответил: «Придете к нам, тогда и узнаете про подарок…».

«Пришлось тут похвастаться мне:
Сдала на “пятёрку” экзамен!»

Нет спора, адвокат – фигура самостоятельная и независимая. Но иногда так хочется прижаться к кому-нибудь плечом. Например, к государству или хотя бы к адвокатской палате. Отсюда, видимо, и заголовки объявлений: «…Вы находитесь на сайте услуг адвоката Московской городской коллегии адвокатов Минюста России», «Коллегия адвокатов “Л. и партнеры” является самостоятельным юридическим лицом Адвокатской палаты г. Москвы». А некоторые почему-то обозначают себя в качестве частных адвокатов, каковых вообще в природе не существует.

О себе адвокаты рассказывают по-разному. Одни с гордостью пишут, что с отличием сдали квалификационный экзамен на статус адвоката, хотя никто и никогда на них никаких оценок не ставит.
Вторые, перечисляя свои достоинства, делают упор на том, что в прошлом они успешно работали в правоохранительных органах, имеют значительный опыт оперативно-розыскной и следственной деятельности и, вполне естественно, поэтому являются специалистами по уголовным делам – «немедленно освобождают незаконно задержанных, а по арбитражным делам возвращают до 99 % всякого рода задолженности». В связи с последним нельзя не отметить редкую бескорыстность адвоката: надо же, возвращает 99 %, а себе за работу, видимо, берет только 1 %.

Третьи, обращаясь к потенциальным клиентам, подчеркивают, что «качественные адвокатские услуги» можно получить именно в этом месте. И здесь же не забывают напомнить об оплате труда себя, любимого: «…И это не пустые слова, так как по многим категориям дел наши юристы применяют такую схему оплаты труда, как гонорар успеха (выделено в тексте на сайте. – В.З.), а ведь невозможно работать на подобных условиях, не будучи уверенным в своей работе и результате». Ну, как тут не разрыдаться от умиления? Кстати, о слезах. Заядлые преферансисты довольно часто приводят поговорку, что карта слезу любит. Поплачешь, глядишь, и к утру карта придет. Видимо, из этого постулата и исходят авторы ряда публикаций на своих сайтах.

Одни бьют себя в грудь, указывая: «Адвокатом быть не просто», – ведь адвокат из своего гонорара отчисляет и на то, и на другое, и на третье… Другие, видимо¸ готовы умереть в нищете, но помочь любому, кто к ним обратится. Опять же цитирую адвоката, анонсирующего себя в качестве «оказателя» недорогой юридической помощи и приводящего высказывание Дэниеля Убстера (героя фильма «Дьявол и Дэниель Убстер»): «Хорошие адвокаты в своем большинстве честно живут, усердно работают и умирают в бедности».

Известный мэтр, перефразируя популярное выражение, как-то сказал, что надо любить адвокатуру в себе, а не себя в адвокатуре. Когда просматриваешь сайты и иные СМИ, приходишь к выводу, что ряд коллег поступает все-таки наоборот. Сплошь и рядом объявления адвокатов пестрят заголовками: «Лучшие адвокаты Москвы», «Гарантия успеха в суде», «Опытный юрист из нашей сплоченной команды адвокатов оперативно реализует возврат прав за 4000 рублей», «Вас защитят лучшие адвокаты Москвы» и т.д. А некоторые скромно упоминают о том, что «в некоторых случаях оказывают бесплатную юридическую помощь», «являются постоянными ведущими передачи по радио “Народный адвокат”», именуют себя «автоадвокатами», «уголовными адвокатами» и прочее, и прочее… Отметим также, что нормы трудового законодательства на этих адвокатов не распространяются, так как все они работают круглосуточно и без выходных.



Торгашеские приемы и авторитет адвокатуры

А теперь еще раз о мере дозволенного в информации об адвокате и адвокатском образовании. Вообще-то она определяется требованиями Кодекса профессиональной этики адвоката. Однако жизнь гораздо многообразнее, и рассказ либо иная информация о себе не всегда укладывается в прокрустово ложе нормативных установлений. Понятно. Ведь хочется привлечь внимание, подчеркнуть свою исключительность, так подать материал, чтобы сразу же тебе позвонили и пришли к тебе на прием. И согласимся, что здесь требуется определенный вкус, выверенные формулировки, понимание того, что ты все-таки не коммерсант, а, повторюсь, оказываешь квалифицированную юридическую помощь и не более того. К сожалению, встречаются публикации, тексты которых без изъятий, на наш взгляд, можно использовать как основание для возбуждения дисциплинарного производства. Вот несколько примеров.

Адвокат на своем сайте указывает, что он в прошлом работал в органах, заведовал следствием, является опытным юристом и т.д. В целях привлечения клиентов он без обиняков прямо заявляет: «По делам практикуется активное взаимодействие с коллегами – бывшими сотрудниками спецслужб. Этот мощный оперативный ресурс позволяет активно решать задачи комплексного подхода к проблемам обеспечения безопасности предприятия (бизнеса) и наиболее эффективно реализовывать услуги адвоката. Конечно, такие услуги недешевы». Понятно, на что намекает этот адвокат.

И еще один пример подобного рода заявления наших коллег, достойных дисциплинарного реагирования. В Интернете размещен слоган: «Не хочешь идти в армию? Мы окажем Вам юридическую помощь в освобождении от призыва и службы в армии». Кликаю, и появляется сайт Призыву.net с информацией о коллегии адвокатов, адресом, телефонами и т.д. Согласитесь, ну не ведают люди, что творят в надежде привлечь новых клиентов.

Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что подобная «вербовка» клиентуры с использованием чисто торгашеских приемов (извините за резкость), отнюдь не способствует формированию надлежащего образа адвоката, да и всей адвокатуры в целом? Ведь наш авторитет складывается отнюдь не из того, что кто-то «гарантирует успех в суде» или в прошлом имел большой опыт оперативно-розыскной деятельности.

И последнее.

Авторы сайтов, из которых мы привели цитаты, конечно же, вправе на меня обидеться. Вот выдернул из контекста какие-то цитаты, высказывания, а их надо рассматривать комплексно, «в одном флаконе» с чем-то еще и т.д. Может быть. Но все-таки, полагаю, чтобы достойно обозначить себя в качестве адвоката в информационной стихии Интернета и иных средств массовой информации, следует четко придерживаться этических требований и уважать адвокатскую корпорацию, а иначе будешь подобен щепке, болтающейся в информационном океане без руля и ветрил.

Валерий ЗАЛМАНОВ

"АГ" № 23, 2010
Яндекс.Метрика